Из истории советского антифашизма
... Во всех анкетах Майский пишет, что он русский.
...В целях уточнения национальности проверены следующие близкие родственники Майского:
...Все эти родственники Майского по анкетным данным — русские. Однако лица, знающие их лично по совместной работе и в быту, на основании внешних признаков считают, что они по национальности — евреи...
А вы говорите Новороссия, Новороссия, киевский фашизм не пройдет...
Оригинал взят у
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
11.12.1943 г.
О Майском И.М.
Майский-Ляховецкий Иван Михайлович родился в 1884 году в Кирилловском уезде, Новгородской губернии в семье чиновника. В анкете, заполненной в 1937 году, Майский писал: «Моя фамилия Ляховецкий И.М. — “Майский” — мой революционно-литературный псевдоним, который впоследствии стал моей фамилией».
Во всех анкетах Майский пишет, что он русский.
При партийной переписи в 1922 году Майский написал, что его дед был ямщик, «сначала рабочий, потом содержатель почтовой станции». Отец — врач. Дед и отец, по его сообщению, русские.
В целях уточнения национальности проверены следующие близкие родственники Майского:
Отец — Ляховецкий Михаил Иванович — рождения 1859 года, уроженец села Воскресенское, Елисаветградского уезда, Херсонской губернии. Коллежский советник, врач. До 1917 года служил в госпитале и кадетском корпусе в Омске, затем в Московском Алексеевском военном училище. С 1935 по 1939 год работал врачом химико-бактериологического института в гор. Егорьевске, Московской области, где и умер.
Брат — Ляховецкий Анатолий Михайлович — работал в Московском медицинском институте. В период Отечественной войны призван в Красную Армию и пропал без вести.
Сестры: Ляховецкая-Александри Валентина Михайловна — работает в ВОКСе и Ляховецкая Юлия Михайловна — работает завхозом треста благоустройства, Советский район г. Москвы.
Все эти родственники Майского по анкетным данным — русские. Однако лица, знающие их лично по совместной работе и в быту, на основании внешних признаков считают, что они по национальности — евреи...
...В системе Наркоминдела работает с 1925 года и с этого же времени находится за границей. С 1932 по 1943 г. работал полпредом, затем послом СССР в Англии.
По материалам, имеющимся в отделе Управления кадров ЦК ВКП(б), Майский характеризуется как культурный, однако не обладающий широким кругозором и политической дальнозоркостью работник. Вследствие своего меньшевистского прошлого весьма оппортунистичен и уступчив. Честолюбив. Проявляется и карьеризм, который играет большую роль во всей его работе. Нет достаточной сдержанности в разговорах.
В 1930 году Майский И.М. не принял мер к очистке организации Советской колонии в Лондоне от антисоветских элементов. (Лазьян — бывший руководитель отделения ТАСС, Озерский — бывший торгпред.) На целом ряде партийных собраний, когда вставал вопрос о враге народа Озерском, Майский рьяно защищал его. Парторг Советской колонии в Лондоне т. Акимов сообщал тогда, что Майский «остался по существу меньшевиком до настоящего времени», что особенно ярко подтверждается его выступлениями и докладами. Например, делая доклад о вооруженном восстании в 1917 году, он недооценил роль и значение товарища Сталина и, наоборот, уделил в этом докладе очень много внимания меньшевистским «вождям». В одном из докладов о международном положении протаскивал точку зрения о том, что ожидать нападения на Советский Союз со стороны Германии нет оснований.
За период пребывания в Англии «обангличанился». Находится в слишком большой дружбе с англичанами и под исключительно большим английским влиянием. В разговоре с секретарем парткома Анисимовым в 1938 году Майский заявил, что при беседе с ним англичане различных политических течений и направлений часто говорят ему: «Правительство Майского плохое, но сам Майский хороший человек». Однажды на общем партийном собрании ему задали вопрос: почему он не предотвратил явно антисоветского выступления Ситрина. На что он ответил: «В Англии демократия, а потому можно выступать с любыми докладами».
В 1938 году член английского кабинета лорд Уинтертон дважды выступал со лживыми выпадами против Советского Союза, характеризуя СССР слабым в военном отношении. После этих выступлений Уинтертона Майский принял его приглашение на обед.
В 1930 году в кладовой Полпредства было обнаружено большое количество книг на английском языке о процессе троцкистского центра. Книги были присланы для распространения среди англичан, и в то время, когда английская буржуазная пресса писала всякую грязь и вымыслы о процессе, литература о процессе, присланная из Москвы, лежала в Полпредстве под спудом. Имея широкую связь и знакомства в кругах лейбористов, либералов и консерваторов, Майский мог использовать эту ценную литературу, ярко характеризующую действия контрреволюционной банды троцкистов, но он ничего в этом направлении не сделал.
В период выхода в свет «Краткого курса истории ВКП(б)» Майский ни разу не выступил по этому вопросу на собраниях парторганизации Советской колонии в Лондоне.
Майский совершенно не уделял внимания вопросу подготовки кадров в Посольстве. Не интересовался и не руководил работой сотрудников Посольства, включая и секретарей. Требуя из Москвы подготовленных работников, он не хотел растить их на месте, создавая тормозы в работе с тем, чтобы отправлять их обратно, как не подходящих.
Всеми мерами стремился сохранить в аппарате Полпредства сотрудников-англичан. В качестве личного секретаря имел англичанку Эйрис и упорно отказывался взять нашу советскую работницу, знавшую английский язык. Личного секретаря англичанку Мак-Милан и своего шофера англичанина Уайт Майский уволил только при сильнейшем нажиме со стороны парторганизации, после указания из Москвы.
Майский проявил исключительно безобразное отношение к советским людям в период, когда началась усиленная бомбежка Лондона. Он препятствовал нашим людям приходить в бомбоубежище, мотивируя это тем, что в Лондоне семь миллионов человек не имеют убежищ. Бомбоубежище Посольства Майский рассматривал как свое частное. Во всех английских журналах рекламировалось бомбоубежище Посольства, а наши люди во время ожесточенных налетов на Лондон сидели в общих подвалах домов.
Компрометирующие материалы о Майском имеются в I Управлении НКГБ СССР.
Зав. отделом Управления кадров ЦК ВКП(б) П. Струнников
11 декабря 1943 г.
РГАСПИ. Ф. 589. Оп. 3. Д. 15978. Т. 1. Л. 61–66. Подлинник. Машинописный текст, подпись — автограф.
(Майский (Ляховецкий) Иван Михайлович
(07(19).01.1884–03.09.1975) — дипломат, публицист, политический деятель; академик Академии наук СССР по Отделению истории и философии (1946). Родился в Кириллове Новгородской губернии. Участник революционного движения с конца 1890-х гг. Окончил Мюнхенский университет (1912). В 1903–1918 гг. член РСДРП (исключен). В 1908–1917 гг. в эмиграции в Швейцарии, Германии, Великобритании. В 1917–1918 гг. в Петроградском Совете. В 1918 г. управляющий ведомством труда Самарской Директории. В 1919–1920 гг. в Монголии. Член РКП(б) с 1921 г. В 1922–1923 гг. заведующий Отделом печати НКИД РСФСР. В 1923–1925 гг. редактор журнала «Звезда». В 1925–1927 гг. советник Полномочного представительства СССР в Великобритании по делам печати. В 1927–1929 гг. советник Полномочного представительства СССР в Японии. В 1929–1932 гг. полномочный представитель СССР в Финляндии. В 1932–1943 гг. полномочный представитель — Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Великобритании. В 1936–1939 гг. представитель СССР в Комитете по невмешательству в испанские дела. В 1941–1947 гг. кандидат в члены ЦК ВКП(б). В 1943–1947 гг. заместитель наркома—министра иностранных дел СССР. В 1943 г. председатель Межсоюзнической репарационной комиссии в Москве. В 1946 г. член коллегии МИД СССР. В 1947–1953 гг. в Институте истории Академии наук СССР, преподавал в Московском университете. 19 февраля 1953 г. арестован. В июне 1955 г. осужден к 6 годам ссылки. В июле 1955 г. помилован, освобожден. В 1960 г. реабилитирован. Работал в Институте истории АН СССР, с 1968 г. —в Институте всеобщей истории АН СССР. Умер в Москве.)
no subject
no subject
Страна интернационалистов была насквозь шовинистична и антисемитична.
no subject
no subject
no subject
no subject
1. Сталинизм вообще характеризуется метаниями в нацполитике, вплоть до концепции "народов-предателей" и "старшего брата - русского народа". С евреями была та еще хитрость, что довольно долго их использовали как витрину "антифашизма" сов. строя. Еще сказывалось то, что в зарубежных компартиях была высока доля евреев (в партии США - близко к 100 процентам).
С другой стороны, в ВКПб сталинские чистки привели к вытеснению партийных евреев на "сержантские" должности, то есть, народ имел от них неприятности, а власти у них не было.
В 1939 году, в момент сближения с Германией, выяснилось, что "народу" в принципе нравится, когда евреев чморят (а их тогда немного еще почморили ради дешевой демонстрации Гитлеру нашего дружелюбия).
В течение всей войны действовали негласные правила, какие национальности достойны воспевания подвигов на весь Союз (русские, во вторую очередь белорусы, украинцы и грузины), какие не очень (в том числе евреи). При освобождении окк. территорий было дано указание не идти поперек антисемитизма народных масс, разбуженного гитлеровцами.
Ну и и наконец, после войны, в 1948-1949 году была проведена образцовая антисемитская кампания с травлей в печати, увольнением отовсюду выше кооперативной артели "Напрасный труд" и т.д. Второй пик кампании был в 1953 году, года евреев уже прямо били на улицах и ходили слухи, что вот-вот будет команда поступить как с немцами.
После Сталина, скажем так, ничего подобного не было, но фотонвый антисемитизм как внизу (среди наименне созательных масс), так и в сталиснко-постсталинском партаппарате имел место и определял политику (в частности, терпимость к классовому антисемитизму, см. ниже).
2. В СССР всегда была конкуренция, самая настоящая, на рынке труда, и уж особенно - после 1956 года (отмены крепостного права в городе). Но если рынок труда в рабочих профессиях был рынком продавца (директора конкурировали за работника), то в интеллигентных профессиях - ровно наоборот. В этих условиях сформировались "национальные трудовые мафии", в том числе еврейская и антисемитская (не русская, что характерно, а именно антисемитская). При этом терпимость партаппарата к антисемитизму приводила к тому, что пока они всего лишь нарушали совесткие законы (например, закрывали целые вузы для абитуриентов евреев)
Сорри, устал писать, болею. Про что вопрос-то? Я сделал репост про смешных идиотов, это исторический документ. Допустим, все это были ни на что не влиявшие предрассудки немногочисленных идиотов в НКВД, и закроем тему.
Коротко говоря, проблема была не у евреев, а у советской власти, евреи то выжили, а вот соввласть сперва подтерлась интернационалистической идеологией, а потом и вовсе загнулась.
no subject
no subject
no subject
no subject
извиняюсь за оффтоп и беспардонность как бы, но елки болеть летом это вообще очень сильно неправильно, просто дикость какая-то, я бы сказала прям идеологическая елки диверсия что ли, ну как так, болеть надо в рабочее время, зимой-осенью, чтоб бюллетень, как так, выздоравливайте!
no subject
Про 1939 и во время войны да, видимо, был общий курс на "возрождение имперского", Иван Грозный, погоны там, попы. Ну и антисемитизм прицепом.
no subject