Вопрос физикам
Вот ссылка на бредовый текст про очередное "оружие возмездия" нашего ватенфюрера:
http://ria.ru/defense_safety/20150615/1070029696.html (как я понимаю, мастера продольного и поперечного распила военного бюджета из Ростеха догадались, что если взять сломанный, но мощный радар, отломать всю электронную часть и оставить только немодулированный передатчик, то эта штука будет сбивать с курса или вообще портить низко летящие дешевые дроны, собранные во Львовском Дворце пионеров).
Но тут такая беда - выражение "релятивистский генератор" из этого текста гугль находит, в том числе и в статьях о крупных институтах РАН.
Скажите, это просто неизвестный мне термин, или очередной русский арбидол? Или вообще заряженная вода им. Петрика7
http://ria.ru/defense_safety/20150615/1070029696.html (как я понимаю, мастера продольного и поперечного распила военного бюджета из Ростеха догадались, что если взять сломанный, но мощный радар, отломать всю электронную часть и оставить только немодулированный передатчик, то эта штука будет сбивать с курса или вообще портить низко летящие дешевые дроны, собранные во Львовском Дворце пионеров).
Но тут такая беда - выражение "релятивистский генератор" из этого текста гугль находит, в том числе и в статьях о крупных институтах РАН.
Скажите, это просто неизвестный мне термин, или очередной русский арбидол? Или вообще заряженная вода им. Петрика7
no subject
> Она просто не знает, что такое наука, как её сохранять и использовать...
> Советская власть никогда не занималась "бомбёжкой Воронежа".
> Это путинская специфика.
Специфика? Вовсе нет. Более страшное пунктиром: гайдаровские реформы, советская генетика в 1948, классовая борьба со всеми ее обострениями в СССР, ревизия Казанского университета 1819 года, Шумахер на должности секретаря Академии Наук времен Ломоносова.
Я бы сравнил нашу госмашину с MS Windows -- прожорливый, чудовищно неэффективный, глючный ящер. Очень живучий, хоть и хромает на все четыре лапы. Можно бранить до посинения, можно дело делать -- софт нужный писать. Немалая часть того софта такая же глючная и кривая. Есть и то, что очень неплохо работает. Конкретные примеры назову, если пожелаете.
Еще можно сравнить со старым лайнером среди айсбергов. Какие-то отсеки давно затоплены. Где-то вода переборки крушит и пассажиров губит. В салоне празднуют. Но лайнер не тонет. В критических обстоятельствах за живучесть таки борются, затопленное как-то с разными жертвами осушают. Пассажиров очень жалко, я сам с близкими среди них. Но лайнер не идет ко дну, если только на мостике специально таранить соседей не станут.
no subject
Что же до науки -
я недостаточно знаю 18 и начало 19 века в этом отношении. Я ничего не знаю про Шумахера. Зато я знаю, что в результате какого ни на есть создания Академии Наук наука в России появилась. Повредить этому было очень сложно: её ж не было. Казанский университет - представления не имею. Может быть. Знаю другое: в 19 веке в России наука была. И собственно русская, и за счёт приезжих на долгий срок. Это уже очень немало, если учесть, повторяю, что исторически её не было.
Советская генетика. Ну да, генетику разгромили и почти уничтожили. Почти, потому что часть лабораторий, которые спрятались под крылышко доброхотов-физиков, выжили. Но, конечно, уровень упал жутко. Да и с информатикой (кибернетикой) было плохо. А наука - была. Производились и результаты, и новые мозги. Не в генетике (хотя и там тоже, просто сильно меньше). Математика и физика были просто на мировом уровне. Несмотря на классовую борьбу с обострениями, несмотря на исчезновение некоторых.
Гайдаровские реформы. Я не жил тогда в России, так что, конечно, я могу говорить только о том, что знаю. Я нынче чего только не слышу. Слышу, что было как в блокаду. Нет, извините, как в блокаду не было. Блокаду пережил мой отец, родители друзей, про блокаду я всё же знаю, а 90е видел хоть и наездами, но чтобы понять, что не надо сравнивать, достаточно. Но это не к вам, вы этого не говорили. Вы, видимо, хотите сказать, что гайдаровские реформы повредили науке так же, как то, что сейчас. Нет. Возможно, они были спусковым крючком - конечно, с наукой стали происходить мало приятные вещи. Но из России продолжали приезжать прекрасные студенты, аспиранты и профессора. Это был отток, да. Мало кто возвращался. Но было однако же очевидное всё ещё воспроизводство - студенты продолжали приезжать, дети друзей продолжали получать в школе (ну да, не во всякой школе, и, наверно, их становилось меньше) прекрасное образование. Собственно, когда Григорий Перельман работал-то? На многих конференциях в 90е самый распространённый язык участников был русский, и сюда входили и русские из России.
Была политика урезания средств на науку. Не было политики государственного стремления убить науку, не по финансовым причинам, а потому что вот так. И да, снова говорю, вероятно, то, что сейчас, - прямое продолжение того, что тогда; но умирает наука именно сейчас.
И вот бомбёжек Воронежа не было в 90е. Это да, специфика нового времени. Бомбёжка Грозного, может, и хуже, но другое. Сейчас Воронеж бомбят каждый день. Тут было бы интересно порассуждать, почему Гулаг не является "бомбёжкой Воронежа", но я думаю, что это и так всем ясно. Уничтожение науки сейчас ведётся так, что легко поверить, что оно целенаправлено. (Хотя я не думаю). На старый лайнер среди айсбергов похоже, только если ввести ещё то обстоятельство, что в старом лайнере все сошли с ума. Не только на мостике. А кто не сошёл, тот нередко таится. Потому что нет, затопленное не осушают. А не тонет он пока что, потому что просто очень большой, отсеков много.
no subject
Ну, в сколько-то невоенных науках, я бы сказал, ситуация ни в какой момент 1990-х не была хуже, чем в СССР. По сумме обстоятельств.
Да, кстати, возможность для ученого уехать - не катастрофа, а плюс в развитии науки.
no subject
Т.е. я не могу быть согласен или не согласен про 90е, я недостаточно знаю.
Но вот не согласен я с последней фразой. Для учёного самого - да, плюс. Для развития науки - когда как. В науке есть школы. Уничтожение германской науки перед войной - колоссальная потеря, хотя подавляющее большинство вполне выжило и вполне продолжало работать в другом месте. Они не создали тех же школ. И точно так же с российской (или советской) наукой и, кстати, ещё музыкой. Индивидуально каждому (почти каждому) лучше, и я всегда буду за. А вот что не воссоздаётся советская математическая школа, различные наследники школы Ландау, пианистическая школа, ужасно жаль. Я слышу, русский или не русский играет Шостаковича; Шостакович останется, а вот останутся ли русские, чтобы его играть?
Сорос был гораздо правее. Не вышло, очень жаль. Было б в России хоть пять, лучше десять институтов типа триестинского -
Для науки хороши не переезды, а неограниченные контакты. Переезды - вот при этом ограничении: ведь не все представляют или составляют школу.