Для камней бывает охранная грамота, для людей - нет (Берлин, без номера)

Золотой купол Новой синагоги, овальный, с причудливой отделкой, виден из многих точек центра Берлина, и уж точно с верхних этажей домов. Можно себе представить, как этот золотой блеск раздражал нацистских бонз и "86-процентное" большинство населения, даже когда они уже переправили прихожан и клир в вечную эмиграцию.
С этим фактом, с этим раздражением связана одна история. Когда в ноябре 1938 горели синагоги и общинные дома по всей Германии, простой берлинский полицейский лейтенант Отто Белгардт вынул пистолет и объявил, что здание находится в реестре памятников истории и культуры, и именем закона он будет стрелять. Нацисты отступили.
У этой истории два дна, а может и больше. С одной стороны - то, о котором заголовок поста. С другой - такая "скрепа" лучше, чем никакой, чем пустое место, где бродит лихой человек, как показывает послевоенная история. Совесть должна быть, но нужно и что-то материальное, за что ей зацепиться, а иначе - рефлексия нации будет порождать все новых и новых чудовищ, как мы видели у нас после 1991-го.
no subject
no subject
no subject