Во-первых, я ещё раз вынужден вернуть назад сместившиеся акценты. Не "представление об исконной злобности врагов", а "представление о том, что среди врагов нет закосневших в своей злобности, и война - полностью результат нашей неспособности договориться миром". Это совершенно разные утверждения, и Миядзаки несёт скорее последний мессидж, чем первый. (Что, повторяю, не мешает мне его любить - ибо в сказке упрощение - норма, а из этих упрощений лучше рационально-примирительное, чем абсолютистски-моралистское.)
Теперь к баранам. Предательство возникает (не всегда, но закономерно), если из этого исходят _свои_. Тогда логично получается, что, мол, вы нас защищайте и жизнью рискуйте, а мы будем из-за вашей спины критиковать и вас, защищающих, поносить. Это не значит, что критиковать свою сражающуюся сторону нельзя. Но не _так_. Не сказкой.
no subject
Теперь к баранам. Предательство возникает (не всегда, но закономерно), если из этого исходят _свои_. Тогда логично получается, что, мол, вы нас защищайте и жизнью рискуйте, а мы будем из-за вашей спины критиковать и вас, защищающих, поносить.
Это не значит, что критиковать свою сражающуюся сторону нельзя. Но не _так_. Не сказкой.