taki_net: (Default)
taki_net ([personal profile] taki_net) wrote2006-02-05 11:07 pm

Демократия и уважение к религии

Выношу из комментов.

Но когда религиозное государство призывает к уважению религиозных ценностей (пусть чужых), это вобщем-то логично. А возможно ли это в абсолютно при этом светском государстве... мне бы очень хотелось.

В ответ на это сказал:

Можно, конечно. Вот мы с Вами сейчас образуем светское... ну не государство, а сообщество из двух человек. Поликонфессиональное. И у нас это отлично получается.

Другое дело, что я считаю, что в основе светского государства должен тоже лежать религиозный (хотя и не конфессиональный) принцип: признание идеального образа человека в любом согражданине априори.

Соответственно, уважение к религии других людей - есть не только моральный, но и гражданский долг. Даже если этот долг не подкреплен санкцией закона.

Нас могут спросить - особенно наши американские друзья - как быть со свободой слова? Неужели она не выше, чем этот ваш "гражданский долг"? Давайте разбираться.

У свободы слова есть два аспекта: негативный (суд не должен карать за слово и должен защищать от попыток покарать самовольно) и позитивный (люди должны не бояться высказывать что хотят, когда люди говорят что хотят - это хорошо, в противном случае - плохо).

Негативный аспект знает множество исключений. Наказуема клевета и диффамация, наказуем обман клиента и словесное хулиганство (крик "пожар" в переполненном зале). Концепция негативной свободы не рухнет, если мы присоединим к этому списку публичное оскорбление святынь религий (при том, что такое святыни и как отличается оскорбление от публикации научной книги, выражающей мнение о неисторичности того или иного рассказа из Нового Завета или Корана - решать будет общество, а не данная конфессия).

Позитивный аспект лично я основываю на ПОЛЬЗЕ от слова. Для общества важно, чтобы злоупотребления правительства разоблачались - поэтому свобода суждения о правительстве не должна ограничиваться. Для общества не важны скандальные подробности частной жизни - поэтому любое почти вторжение масс-медиа в частную жизнь противоправно. Если в том или ином акте слова нет общественной заинтересованности - он позитивно не защищается. Мы можем его не запрещать (негативная свобода), потому что угроза невелика и нечего приплетать суд, мы может отказаться от запрета, потому что опасаемся, что запрет спровоцирует запреты в других сферах, но ЦЕННОСТИ такой акт не имеет.

Понятно, что насмешки над священным для верующего человека - ничем не отличаются для него психологически от клеветы или диффамации, скажем, родителей. Сказать "Пророк вашего Бога - козел" - то же самое, что сказать "твой отец козел". Вторая фраза - несомненный повод для наказания за оскорбление в печати. Между тем - что мы защищаем во втором случае? Мы защищаем человека от психологического ущерба. Почему же мы должны отказать ему в защите в таком же случае с Пророком? И даже если мы воздерживаемся от наказания, опасаясь, что такой запрет спровоцирует запрет, скажем, научных исследований - сказавший не перестает быть преступником. Просто он преступник, нашедишй дырку в законе.

Разумеется, проводить границы между важной, хоть для кого-то болезнной свободой и словесной агрессией, унижением человека - придется демократическому государству, его законодателям, судам и общественному мнению. Оно очень ленится, увы, и старается спихнуть с себя эту религиозную обязанность. Не выйдет - придется.

Кстати, я думаю, что такая трудная работа даст демократии новую религиозную санкцию.

[identity profile] conceptualist.livejournal.com 2006-02-06 01:52 am (UTC)(link)
Главный вопрос здесь именно в том, как "общество" будет решать, что является оскорблением святынь. Если речь идет о демократическом голосовании, то легко представить себе, как сложатся двойные стандарты. Написал что-то плохое о про епископа - пойдёшь под суд за оскорбление святынь, а каких-нибудь иеговистов сколько ни трави, общество только радо будет.
При либертарианской вседозволенности оскорблённые и оклеветанные общины по крайней мере могли бы свободно отвечать своим хулителям.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2006-02-06 02:41 am (UTC)(link)
В демократии ничего (кроме выбора законодателей) не решается "демократическим голосованием".

Общие принципы будут устанавливать законодатели, конкретную привязку - суды. Все как у людей.

Проблема в следующем. Если Вы (как многие либертарианцы) считаете, что оскрбление, клевета и диффамация (обычная, личная) - не деликт и не дает права на частное или уголовное преследование - разумеется, в ТАКОЙ модели единственной защитой для оскорбленного человека или общины будет тоже слово.

Моя логика - условная. Принимая защиту от частного оскорбления, я не вижу способа отказать в защите от оскорбления религии ("твой отец козел" = "твой пророк козел"). Но сидет на двух стульях нельзя.

[identity profile] conceptualist.livejournal.com 2006-02-06 02:59 am (UTC)(link)
Сидеть на двух стульях - это значит, наказывать судом за оскорбление личности, но не наказывать за оскорбление религии? С теоретической точки зрения, наверное, так нельзя, а как политический компромисс между либертарианцами и социал-либералами - почему бы нет? Хотя мне, возможно, больше понравился бы другой компромисс: чтоб про частных лиц можно было что угодно говорить, а насчёт пророков существовали бы ограничения...

Но история существования таких ограничений наводит на мысль, что они плохо совместимы с либерализмом.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2006-02-06 03:04 am (UTC)(link)
Очень разумно. В реализуемости (в рамках либеральной парадигмы) я совсем не уверен. Но хотя бы обсудить возможность, а не отделываться "свобода слова должна быть неограничена" - ИМХО, стоит.