taki_net: (Default)
taki_net ([personal profile] taki_net) wrote2010-12-27 09:46 am

К истории, рассказанной Еленой Гаповой

http://pigbig.livejournal.com/541393.html

Я знаю, в меня будут кидаться предметами, но я полностью понимаю "университетскую даму". И не вижу ни малейшего противоречия с ее левыми убеждениями (и, соответственно, классового пренебрежения).

Это контраст культур по уровню приватности - хочется сказать англосаксонской и... но нет, тут граница проходит ровно по границе СССР.

Домашняя прислуга-сиделка-няня уже и так очень сильно вторгаются в интимное пространство семьи, демонтировать последний барьер - значит полностью исключить (эмоционально) отношения работника и работодателя. Советский социальный слом как раз совершенно не задел отношения подчинения, более того, придал им особые формы покорности любой глупости любого начальства (а кто не усвоил этот язык подчинения - лежат на Бутовском полигоне и в Куропатах). Но он полностью уничтожил всякую границу между внешним миром и защищенным, интимным пространством семьи.

Разумеется, под этой матрешкой скрывается следующий слой - классовый, но добраться до него, не повредив внешний, невозможно. Поэтому левое реформирование общества идет не по пути пересмотра этих отношений, а по пути уменьшения сферы их применения и вытеснения во все более внешнюю сферу: не "домашняя прислуга", а "социальный работник", вроде электромонтера от Горэнерго; впрочем, советские люди мучаются и вопросом, что делать, если у нас время обеда, а в доме монтер в щитке копается (никоим образом не хочу сказать, что какая-то из культурных моделей лучше, ближе к вселенскому идеалу; надо просто понимать, что они обе ортогональны идее освобождения от классовой зависимости).

[identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com 2010-12-27 06:59 am (UTC)(link)
эх, когда я был на сборах (месяц в дивизионе ПВО).
Меня майор-начальник полкового клуба таскал к себе домой делать ремонт. Я его жутко ненавидел (и даже пытался подставить, когда он приказал нести ему домой клубную плиту, стал это делать максимально открыто, сделав большую остановку около штаба в надежде, что меня остановит его начальство).
Так вот, меня просто выводило из себя, что я на него работаю целыми днями, а он меня гоняет обедать в солдатскую столовую.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2010-12-27 07:04 am (UTC)(link)
Где-то так, да.

[identity profile] elly90.livejournal.com 2010-12-27 07:51 am (UTC)(link)
Собралась в кои-то веки семья - ничего удивительного, что не пригласили малознакомого для всех человека.Автор путает сразу много понятий - ключевой здесь является фраза в комментариях "Да, мы думали, что декабристы боролись за свободу. А теперь думаем, что за власть".

[identity profile] sorotokin.livejournal.com 2010-12-27 07:55 am (UTC)(link)
Ничего не понял. Это (в штатах) разница между "аристократией" и middle class. Middle class запросто перемешивается с собственной "прислугой", я знаю несколько семей, где прислуга уже фактически превратилась в родственников. Как раз отношения работника и работодателя в штатах довольно-таки эмоционально-нейтральны и довольно-таки ортогональны к другим отношениям, уплата денег за работу не дает автоматически какого-то социального превосходства (а, например, "чаевые" могут быть восприняты таким образом).

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2010-12-27 07:56 am (UTC)(link)
Как раз отношения работника и работодателя в штатах довольно-таки эмоционально-нейтральны и довольно-таки ортогональны к другим отношениям, уплата денег за работу не дает автоматически какого-то социального превосходства

Я и не говорил этого.

[identity profile] sorotokin.livejournal.com 2010-12-27 08:11 am (UTC)(link)
Как я сказал, я не вполне понял, что именно Вы хотели сказать. Я не вижу что тут проходит по границе СССР. В СССР все было то же самое. Когда я был студентом, отец брал меня на заработки - валить деревья на участках в советско-аристократическом дачном поселке. Ну и где-то в половине мест нас кормили обедом, а в половине - нет. Связано это было, по-моему чисто с мироощущением хозяев, а не с их, скажем, достатком. Так же и здесь, в штатах: "белая кость" не будет мешаться с "плебсом" - это чисто мироощущение.

[identity profile] nvdb.livejournal.com 2010-12-27 09:11 am (UTC)(link)
А у моей бабушки (члена партии еще с довоенных времен) была сиделка (в конце 90-х), которая считалась практически членом семьи. Почему-то меня это не удивляет.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2010-12-27 09:35 am (UTC)(link)
А кого удивляет? Ты на что возражаешь?

[identity profile] aka-author.livejournal.com 2010-12-27 09:44 am (UTC)(link)
Меня умиляет это отношение к сиделке, как братьям нашим меньшим. Сиделке-то охота еще и в перерыв предмет труда созерцать?

"Станки, станки".

[identity profile] mikkim08.livejournal.com 2010-12-27 09:48 am (UTC)(link)
Ну так и надо было спросить: "Не хочешь ли с нами поужинать ?" Если б не захотела, то отказалась бы. И никаких проблем.

Но ее, возможно, и не приглашали, и не спрашивали.

[identity profile] nvdb.livejournal.com 2010-12-27 09:54 am (UTC)(link)
Я не возражаю, просто мне непонятно, почему ты так легко понял эту университетскую даму. Вроде бы совсем другая культура. Но, может быть, ее мама была правой, а не левой?

[identity profile] aka-author.livejournal.com 2010-12-27 09:54 am (UTC)(link)
Может, ее до этого десять раз спрашивали, а она все отказывалась.

[identity profile] aka-author.livejournal.com 2010-12-27 10:07 am (UTC)(link)
А вот, представьте себе, приглашаю я сиделку отобедать, а она открывает рот и начинает нести какую-нибудь жуткую ахинею. Не про летающие тарелки, это еще ничего, а про то, что черножопые достали или еще что-нибудь такое. И что мне делать? Это поставит всех в неловкое положение и осложнит дальнейшее сотрудничество. Лучше до такого просто не доводить.

[identity profile] nvdb.livejournal.com 2010-12-27 10:22 am (UTC)(link)
Ну, можно изначально подобрать нормальную сиделку. Которая будет сидеть за обедом тихо и говорить только на нейтральные темы...

[identity profile] xgrbml.livejournal.com 2010-12-27 11:15 am (UTC)(link)
Нормальную сиделку, которая будет ответственно ухаживать за больным, найти уже очень непросто. Если еще и проявлять требования к взглядам на НЛО и политику, так пока ее найдешь, больной концы отдаст.

[identity profile] xgrbml.livejournal.com 2010-12-27 11:16 am (UTC)(link)
предъявлять

[identity profile] mikkim08.livejournal.com 2010-12-27 11:51 am (UTC)(link)
Может, конечно. Но нам об этом не сказали. Поэтому вопрос такой: прилично ли не приглашать сиделку на ужин ? По-моему, нет.

[identity profile] metrika.livejournal.com 2010-12-27 12:18 pm (UTC)(link)
Согласна. Но мне кажется, тут есть еще один аспект, связанный именно с едой. В нашей культуре обязательно надо накормить человека, пришедшего в дом. Причем, желательно обильно.
Много раз наблюдала, что люди не могут спокойно обедать, даже если "монтер" настойчиво от приглашения за стол отказывается.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2010-12-27 12:19 pm (UTC)(link)
Да, Вы правы, я думал, как и об этом сказать, но решил не переусложнять.

[identity profile] koshermann.livejournal.com 2010-12-27 01:12 pm (UTC)(link)
в романе Торнтона Уайлдера "Теофил Норт" (написан в 70-х про конец 20-х) есть такой диалог между главным героем, Теофилом Нортом, учителем, который в летние каникулы готовит детей к новому учебному году, и его другом, камердинером Генри Симмонсом:
- Я же слуга, Генри!
- Позвольте вопрос: вот в эти дома, где у вас уроки, вы входите в них
через парадную дверь?
- Ну-у... да.
- Вас когда-нибудь приглашают пообедать или поужинать?
- Два раза, но я никогда...
- Вы не слуга.
-------
При этом у Норта действительно был пунктик - не принимать никаких приглашений к чаю, подарков, "лишних" денег и т.д. от нанимателей. Например, он в по ходу романа принимает участие в разных авантюрах и никогда не берет деньги за оказываемые богачам "деликатные" услуги - только возмещение за пропущенные из-за этого занятия

[identity profile] turtle-t.livejournal.com 2010-12-27 01:59 pm (UTC)(link)
Главную мысль имхо выразила сама же автор поста: "те смыслы, которые я приписывала американским событиям, поведению, традициям и пр. проистекали из того советского опыта и чтения, которые были мне доступны. Большинство моих трактовок были просто неверными, а многое вызывало недоумение, т.к. у меня в принципе не было "парадигмы", в которую их поступки можно было бы вставить."

В данной истории, несмотря на то, что она "часто над ней думает" (тоже по её словам), она проявляет именно это -- непонимание. Причём, согласна, что дело тут не в американской специфике, а именно в "советской", точнее в очень специфически левой (не все левые такие, но многие таки да; надо бы точнее термин найти, но пока не получается).

Я, конечно, тоже многого чего не знаю и не понимаю, тем не менее именно эта ситуация для меня вполне понятна и знакома, причём, с обеих сторон баррикад: я была и в роли званой гостьи, и в роли "филиппинки". Так вот, есть просто "разные игры", и разницу между ними надо уметь понимать. Вместо долгих объяснений приведу пример. Когда я работала "филиппинкой", то участвовала во всех внутри-семейных мероприятиях, включая торжественные обеды, и на них моя роль была -- полу-гостьи, полу-члена семьи. Но когда мои хозяева приглашали к себе внешних гостей, то, за исключеним случаев, когда эти гости приглашались для знакомства со мной, я продолжала работать со всеми вытекающими последствиями.

А вообще, очень показательный пост (я имею в виду пост пиг-биг). Я тут вижу очередное проявление удивительного феномена: непонимания и презрения многими левыми (опять, не всеми, но таки многими, увы) идеи честного зарабатка, идеи отношений между людьми: "я продаю свой труд, но не продаю себя". Они почему-то считают, что если я в семье работаю, то должна обязательно становиться её членом, а если этого не происходит, то значит меня эксплуатируют. При этом они не понимают, что участие "семейного работника" в званом обеде с людьми, которые ей(ему) незнакомы и неинтересны, является дополнительным и немалым напряжением, тратой времени и сил -- другими словами, работой, за которую не платят и которая не предусмотрена договором. Т.е. классической эксплуатацией.

Короче говоря, тут я в главном с Вами, просто говорю это "своими словами" (хотя возможно, мы и тут не совпадаем в деталях :)). Надеюсь, я не сильно расстроила Вас своим отзывом, даже несмотря на то, что поругала левых; я же не всех и не огульно, а только некоторых и за конкретную вещь).
Edited 2010-12-27 14:19 (UTC)

[identity profile] turtle-t.livejournal.com 2010-12-27 02:11 pm (UTC)(link)
Небольшая поправка. Мой опыт "монтёра" в советские времена говорит о том, что эта культурная парадигма (обязательно накормить работника) не работает, как минимум, в половине случаев. Вообще, она скорее является культурным атавизмом, общим для многих культур (если не всех). Натуральной платой, или натуральными чаевыми, так сказать. В Штатах тоже до сих пор многие люди на Рождество дарят почтальонам печенья, а не деньги. Не знаю точно, но думаю, что большинство сейчас всё же дарят деньги.

[identity profile] svinkina.livejournal.com 2010-12-27 02:56 pm (UTC)(link)
это всё же принципиально отличная ситуация от той, что с филиппинкой. У Вас была практически рабская, легитимированная и освященная государством зависимость от армейского начальника
У филиппинок, конечно, тоже бывают ситуации рабства (всякие там хьюман трафик и пр.), но все же очень велика вероятность того, что филиппинка в рассказа пигбиг не была рабыней

[identity profile] svinkina.livejournal.com 2010-12-27 02:57 pm (UTC)(link)
"Если еще и проявлять требования к взглядам на НЛО и политику, так пока ее найдешь, больной концы отдаст."

абсолютно верно

[identity profile] svinkina.livejournal.com 2010-12-27 03:03 pm (UTC)(link)
turtle_t, ну вот я согласна с Вами.
Я тоже не считаю, что домашние работники должны непременно становиться членами семьи. А в тех семьях, которые считают, что их домашние работники стали членами, не всегда понимают, что это чувство "единообщности" -- лишь до первого испытания. До первой ситуации, когда этой семье придется взять на себя какую-то заботу о домашнем работнике (в силу сложившихся обстоятельств -- допустим, болезни работника). Кстати, эта ситуация фальшивой единообщности между семьей-нанимателем и работницей очень хорошо описана у Трифонова в "Предварительных итогах".

Page 1 of 3