taki_net: (Mak)
taki_net ([personal profile] taki_net) wrote2014-05-10 02:54 am

Поражение и сдача советской интеллигенции. 90 лет Окуджаве

Прогулялись от дома до метро, далее - на Арбат и в Окуджавский дворик (на КСПшный тусняк по поводу ДР Окуджавы).

Два контрастных наблюдения.

1. Не слишком много (меньше чем год назад) колорадок в метро и даже на Арбате, я бы сказал, никак не более чем на каждом пятом москвиче, причем с заметным уклоном носителей в гопнический стиль (не исключительно, были и респектабельные носители, но корреляция очевидная).

2. Но когда мы вошли во двор Арбатского дома - я отшатнулся. На толпе, дружно, с просветленными лицами поющими Окуджаву, колорадка была - на каждом втором, может быть, третьем. Даже среди активистов-организаторов на одном (из примерно 8-10) висел этот жуткий символ.

Потом, правда, часть зрителей убежала смотреть салют (а оставшиеся стали петь такие песни, чтобы можно было заглушить артиллерию - например, "Веселый барабанщик"), и пропорция упала до среднемосковской.

Кстати, тут была совсем другая корреляция - с возрастом: среди молодежи почти ни на ком, среди моих сверстников и старше - на большинстве. Я не выдержал, достал и одел украинскую ленточку. На нее, впрочем, никто не обращал недоброжелательного внимания не только там, но и в кафе или метро позднее.

Нахожусь в тяжелых раздумьях...

[identity profile] saint-daemon.livejournal.com 2014-05-09 10:56 pm (UTC)(link)
> среди молодежи почти ни на ком, среди моих сверстников и старше - на большинстве.

На самом деле это хороший знак.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-05-09 10:59 pm (UTC)(link)
Угу.

[identity profile] bbb.livejournal.com 2014-05-09 11:03 pm (UTC)(link)
Есть вполне банальное соображение.

Несмотря на титанические усилия государственной пропаганды, вовсе не все ассоциируют эту ленточку с поддержкой Путина, его украинской политики и т.д. Для кого-то это просто символ дня победы, памяти о погибших.

Точно так же отсутствие ленточки вовсе не обязательно говорит о сознательном неприятии государственной пропаганды.

Иными словами, пропагандисты в определенной степени могли попасть в собственную ловушку. Им нужно было взять на вооружение такой символ, который, с одной стороны, резонировал бы с разными положительными чувствами достаточно широких масс, а с другой - позволял бы провести его увязку с поддержкой политики властей. Такой символ они нашли, но вот насколько удачно они смогли осуществить эту увязку - далеко не очевидно.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-05-09 11:09 pm (UTC)(link)
Есть такое соображение, но...

Я бы его модифицировал так: ассоциируют все, если не с Путиным, то с базовой идеологией имперского величия и вставания с колен, но довольно слабо.

Ты не очень представляешь, до какой степени она стала обязаловкой.

[identity profile] bbb.livejournal.com 2014-05-09 11:25 pm (UTC)(link)
Вот это как раз и есть вполне содержательный предмет для социологического исследования - в какой степени эта увязка/ассоциация стала всеобщей. Как любой человек, ты судишь прежде всего по себе, но для тебя эта увязка исключительно прочна. Для твоего круга общения - видимо, тоже. Но так ли это для всех поголовно - простой отсылки к личному опыту недостаточно.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-05-09 11:34 pm (UTC)(link)
Я сужу так, что человек с нормальными умственными способностями знает, что ленточка навязывается детям в детсадах и школах, что ему ее бесплатно выдают в магазине на кассе замотанные и падающие с ног кассиры (которых явно принуждают это делать) - в этих условиях нет, невозможно считать ее нейтральным относительно текущего правительства символом истории.

Конечно, это акт солидарности с государством.
Edited 2014-05-09 23:35 (UTC)

[identity profile] bbb.livejournal.com 2014-05-09 11:40 pm (UTC)(link)
Да, это понятно, что ты судишь именно так. Но вот так ли это на самом деле - точнее, в какой степени так - не так очевидно.

[identity profile] lemsh.livejournal.com 2014-05-10 12:03 am (UTC)(link)
Честно говоря, хотя я регулярно хожу по лавкам (в том числе ходил не раз в начале мая), кассиры мне ее ни разу не предлагали (один раз предложили, кажется, в 2008 в Одессе), а насчет детских садов и школ - школы бывают разные. Мне как раз было интересно, откуда люди ее берут (поскольку видел ее, если не на каждом пятом, то все же несколько раз).

[identity profile] bbb.livejournal.com 2014-05-10 12:11 am (UTC)(link)
Собственно, ты же можешь устроить опрос прямо здесь, у себя. Типа, считаете ли ношение ленточки знаком согласия с политикой Путина, в том числе на Украине? Это будет, конечно, нисколько не репрезентативный опрос, но все равно было бы интересно посмотреть на результаты.

[identity profile] mfrid.livejournal.com 2014-05-10 01:13 am (UTC)(link)
Еще как возможно. Абсолютное большинство просто об этом не думает, ме кажется, и относятся к ленточке как к воздушному шарику и наклейке с сердечком: выдают -- ну и спасибо, приклеим наклейку на шарик и походим с ним, пока не лопнул. Праздник же!

Впрочем, я сужу по глубоко аполитичному Новосибирску.

[identity profile] metrika.livejournal.com 2014-05-10 03:49 am (UTC)(link)
+1

[identity profile] roving-wiretrap.livejournal.com 2014-05-10 05:56 am (UTC)(link)
Это так. Но тем не менее, если вы спросите такого человека, почему он носит эту ленточку - он ведь вам не скажет, что носит исключительно для красоты, не думая ни о чем. Он скажет, что помнит, гордится и т. д. Изложит всю официальную концепцию в том виде, в котором ему ее вложили в голову.

[identity profile] mfrid.livejournal.com 2014-05-10 06:24 am (UTC)(link)
Ну, помнит и гордится. Даже если это следствие госпропаганды, то милитаризм и одобрение всей политики партии из этого еще никак не следуют. И вообще, насколько я помню, "помнили и гордились" в примерно тех же формулировках, какие выдаст случайный спрошенный, и когда я в школу ходила (80-е), и всё время между тогда и сейчас.

[identity profile] roving-wiretrap.livejournal.com 2014-05-10 06:36 am (UTC)(link)
Примерно в тех же формулировках, да. Нынешняя идеология - продолжение прежней.

+++Ну, помнит и гордится. Даже если это следствие госпропаганды, то милитаризм и одобрение всей политики партии из этого еще никак не следуют+++ Если человек носит ленточку не осмысленно, просто как украшение, как шарик, то следуют. Он не мыслит, он берет то, что ему дают. И в материальном плане, и в плане идеологии. Другое дело, когда человек помнит и гордится осмысленно, "на свой лад", а не потому что ему предписывает идеология. Но такой человек не носит ленточку в качестве украшения. ИМХО.

[identity profile] oldhippo.livejournal.com 2014-05-10 09:27 am (UTC)(link)
+1

Парадокс, я вчера видела ленточек гораздо меньше, чем на каждом пятом, но зато – на очень приличных людях, в т.ч. на одетых со вкусом молодых девушках и на пожилых женщинах. Правда, я на Арбате не была.

И я пару раз интересовалась осторожно, ассоциируют ли люди эти ленты с чем-то помимо "помню-горжусь". Например, с нападением на PR, с погромами на выставках, с попыткой сорвать показ "Дети 404". С войной в Украине. Не-а.

[identity profile] zmeika-gadyka.livejournal.com 2014-05-10 04:53 am (UTC)(link)
Где кассиры раздают? Подскажите, хочу получить.

[identity profile] ella-p.livejournal.com 2014-05-10 04:58 am (UTC)(link)
Я тоже думаю, что это результат навязывания. Если что-то настойчиво навязывает начальство, то носить то же самое в свое свободное время бесплатно и без принуждения становится как-то странно для нормального человека. За исключением сверхлояльных и тех, кто по этой имперской дорожке убежал далеко вперед государства.

[identity profile] xgrbml.livejournal.com 2014-05-10 05:27 am (UTC)(link)
Но ведь носят же. Никто не принуждал тех, кто вчера просто так гулял на Арбате (я там тоже был, подтверждаю, что ленточек много).

[identity profile] mochalkina.livejournal.com 2014-05-10 08:01 am (UTC)(link)
ой, а ты был во дворике?
Мы там с друзьями тусовались весь вечер.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-05-10 08:15 am (UTC)(link)
Ага, примерно с 20 до 23.

[identity profile] mochalkina.livejournal.com 2014-05-11 05:54 am (UTC)(link)
ой, прошу прощения - вопрос был к [livejournal.com profile] xgrbml. С Вами мы, насколько я понимаю, лично не знакомы, мне бы в голову не пришло обратиться на "ты".

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-05-11 08:23 am (UTC)(link)
Да, виноват, это я обознался.

[identity profile] xgrbml.livejournal.com 2014-05-10 08:15 am (UTC)(link)
Я прохожил через него по дороге к метро часов с6 с чем=то.

[identity profile] bbb.livejournal.com 2014-05-13 03:41 am (UTC)(link)
Не обязательно. Скажем, празднование женского дня 8 марта - именно что навязано начальством, государством. И даже отмечание нового года "по-советски", с елкой и подарками - это чистой воды государственный проект, причем прекрасно известно, как, когда и зачем он был введен. И, тем не менее - оба эти праздника вошли в традицию миллионов людей и продолжают жить уже безо всякой обязаловки.

[identity profile] conceptualist.livejournal.com 2014-05-10 10:30 am (UTC)(link)
А мне кассиры никогда не давали ленточку. Даже 9 мая.

[identity profile] shapira.livejournal.com 2014-05-10 07:48 am (UTC)(link)
я совсем не ассоциирую, потому что помнишь открытки в нашей молодости? на них были эти ленточки-гвоздики и все это.
и ммм, что их надо ассоциировать с политикой и путиным узнаю из соцсетей преимущественно.

[identity profile] almor.livejournal.com 2014-05-10 10:10 am (UTC)(link)
Вот! Ровно то же хотел написать!

[identity profile] mochalkina.livejournal.com 2014-05-11 05:57 am (UTC)(link)
именно. Когда мы ходили на "Бегущий город", девушка из нашей команды была с ленточкой. Я ей посоветовала снять, т.к. олрганизаторы явным образом просили "никакой политической символики". Она была ОЧЕНЬ удивлена, узнав, что это сейчас политическая символика.

[identity profile] francis-drake.livejournal.com 2014-05-10 12:59 am (UTC)(link)
На Кузнецком их было в духе на каждом третьем. Также мода сезона — пилотки; их мало, но это явно не случайные совпадения.

[identity profile] jewgeniusz.livejournal.com 2014-05-10 10:58 am (UTC)(link)
Может, ты не обращал внимания, но пилотки на День Победы появились года три или четыре назад, их продавали повсюду во всяких парках и прочих прогулочных местах за какие-то смешные деньги, типа ста рублей, а народ -- преимущественно дети -- их с удовольствием носили. Мне, кстати, в этом ничего особенно плохого не видится.

[identity profile] vladicusmagnus.livejournal.com 2014-05-10 01:08 am (UTC)(link)
***Кстати, тут была совсем другая корреляция - с возрастом: среди молодежи почти ни на ком, среди моих сверстников и старше - на большинстве. Я не выдержал, достал и одел украинскую ленточку. На нее, впрочем, никто не обращал недоброжелательного внимания не только там, но и в кафе или метро позднее.

Ну и то хлеб.... Пока за такой "демарш" на столбах не вешают и кишками не душат. И то хорошо.

[identity profile] kir16.livejournal.com 2014-05-10 06:02 am (UTC)(link)
А чего вам не хватает? Собираетесь где хотите, выражаете свои взгляды - вроде вполне демократия и либерализм.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-05-10 07:57 am (UTC)(link)
Как то, что Вы хотели сказать, если что-то хотели, соотносится с постом? Вы вообще владеете навыками чтения текста?

(Можете не отвечать, вопрос риторический)

[identity profile] andronic.livejournal.com 2014-05-10 06:09 am (UTC)(link)
Вчера н Кузнецком мосту был. Там ленточки были на каждом третьем примерно. И возрастной корреляции не было вовсе.

шиза косит

[identity profile] freedom_of_sea.livejournal.com 2014-05-10 06:43 am (UTC)(link)
георгиевская лента в России ни в чем не виновата. Вчера носил её.
Это все равно что в Индии кидаться на свастики

[identity profile] katyat.livejournal.com 2014-05-10 09:56 am (UTC)(link)
достал и одел украинскую ленточку.
Вам не нравится то, что делают под российским флагом.
Вам нравится то, что делают под желто-голубым? Или Вы к тому моменту не видели видео с БМП и Мариуполя?

По-моему, Вы для Вашей профессии крайне неосторожны с этикой.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-05-10 10:10 am (UTC)(link)
Катя, Вы не мне пишите, Вы сразу в ФСБ пишите. Они же у нас специалисты по этике, вместе с Вами.

Между прочим, даже при стуке не лгите, пожалуйста, ничего о флаге моей страны у меня не сказано. И о красном Знамени Победы - тоже.

Надеюсь, больше комментариев от Вас не будет.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-05-10 06:48 pm (UTC)(link)
Ага, читал. У меня этот журнал в френдах.