taki_net: (gagarin)
taki_net ([personal profile] taki_net) wrote2016-03-05 12:51 am

Про лже-гарвардский тест Медузы

За наводку спасибо [livejournal.com profile] lenik_r

Прежде всего, вам надо решить, что вы делаете сперва - проходите сам тест или читаете мой пост (если еще не прошли, конечно). В первом случае, гарантирую, у вас останется горькое ощущение, что вами подтерлись, во-втором - червячок сомнения, не отманипулировал ли я вами. В общем, ниже под спойлером ссылка на тест, а потом, под следующим - мои рассуждения.


https://meduza.io/feature/2016/03/03/proverte-svoyu-nravstvennost




1. Всегда исходите из гипотезы, что всякий, кто обращается к вам сверху вниз - ваш враг, который хочет вас обмануть и что-то у вас отнять. "Начальство".

2. Относится ли это к интеллигентному оппозиционному порталу? В полной мере.

3. А это значит - ищите, "кому выгодно". Если же вас уверяют, что исследование ведется единственно в интересах истины или правды - тревожный сигнал должен звучать втройне громко.

Перейдем теперь к тесту Медузы, названному (без всяких оснований, просто чтобы солиднее было) "гарвардским" (на самом деле его разработал чувак, выгнанный из Гарварда за фальсификации науки). За двумя (скорее, полутора) не очень важными исключениями (вопрос о стоматологе и вопрос о вендетте дикарей), большинство вопросов представляют собой вариации вопроса
Вы стоите на железнодорожном мосту и видите, что по рельсам едет потерявшая управление вагонетка. Она вот-вот задавит пять рабочих, которые чинят пути в туннеле. Рядом с вами, свесившись через перила, стоит высокий полный человек. Вы понимаете, что единственный способ спасти рабочих — толкнуть полного человека на пути. Тогда он сам погибнет, но его тело затормозит вагонетку. Сами вы спрыгнуть на пути не можете, потому что вашего веса недостаточно, чтобы остановить вагонетку.
Вопрос: Можно ли столкнуть полного человека на рельсы?


Что главное в этом казусе, если смотреть на него с точки зрения "кому выгодно"? Ответ очевиден - никому. Описанной ситуации НЕ БЫВАЕТ. Во-первых, ее не бывает с вами: вероятность того, что вы, такой худой, будете стоять на мосту рядом с полным человеком... что ваши веса тела ровно таковы, как в задаче... что у рабочих нет способа уклониться... в общем, вы понимаете, что вероятность, что ЛИЧНО ВЫ попадете в такую ситуацию - того же порядка, как то, что ваша кошечка наберет, гуляя по клавиатуре, "Алису в стане чудес" без ошибок. Более того, хотя на земле миллиарды людей, даже после умножения на миллиард - все равно ноль. Нет сообщений, чтобы родственники полного человека подавали в суд на столкнувшего, нет - что родственники рабочих подавали на нестолкнувшего. А случись такое - писали бы СМИ всего мира.

Но среди вопросов есть один, аналогичный по нравственной дилемме, но ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЖИЗНЕННЫЙ. Вот он:
Опасный террорист сообщил, что ему удалось заложить бомбу в самолет, находящийся сейчас в небе. Если его требования не будут выполнены, через час самолет взорвется. Вы ведете с этим террористом переговоры. То, что он просит, выполнить невозможно. И тут оказывается, что спецслужбы захватили семью террориста. Вы связываетесь с ним по скайпу и обещаете сломать его сыну пальцы, если он не обезвредит бомбу.
Вопрос: Можно ли сломать пальцы сыну террориста?


Ситуации, в которых спецслужбы берут в заложники родственников подозреваемых в терроризме - самые обычные, так происходит практически всегда. Судя не только по слухам, пытки этих людей (сломанные пальцы тут не самый жуткий пример) тоже случаются. Более того, в вашу жизни, читатель, которому не посчастливилось жить в странах с электоральной демократией, этот казус вторгается каждые 2-4 года - на очередных выборах, где вам нужно решать, поддержать ли политика, который обещает расширить полномочия спецслужб на такую практику или, наоборот, сузить.

Иными словами, ЭТОТ нравственный выбор встает перед КАЖДЫМ, и результаты его проверяются на жертвах этого выбора довольно часто.

Но вот незадача - если так прямо и спросить: "Готовы ли вы дать нашим доблестным спецслужбам, хорошо известным нравственностью своих сотрудников, их приверженностью идеалам гуманизма, открытости перед обществом, целям демократии, бескорыстием, дополнительные права пытать ЗАВЕДОМО НЕВИНОВНЫХ людей, особенно детей, стариков, беременных женщин" - ответ будет слишком предсказуем. Поэтому нас подводят шаг за шагом, начиная с совершенно искусственных (а потому неуязвимых) ситуаций, в которых, "логически говоря", ответ очевиден (как в вопросе о вулкане и мальчике - опять, кстати, мальчик и самолет, он чудесно воскреснет затем, чтобы ему сломали пальцы в другом "самолетном казусе"): ведь если летчик не задавит мальчика колесами шасси, он все равно погибнет, так что, ЛОГИЧЕСКИ говоря, выбор - убить одного или всех. И вот так, шаг за шагом, мальчики под шасси, толстяки на рельсах (а нефиг было обжираться, блюди фигуру), отравленные больные в реанимации - нас подводят к тому, чтобы на вопрос о полномочиях гестаповцев смотреть с такой же искусственной "логической" точки зрения. Отвлекаясь от Бога, солидарности трудящихся или светского гуманизма, с точки зрения рацио: КТО НАМ СКАЗАЛ, что пытка мальчика спасет пассажиров?

"Ну как, таковы условия задачи".

И все, вы попались. Вы не заметили, как от ЛОГИЧЕСКИХ ГОЛОВОЛОМОК, где принято доверять "условиям задачи", мы перешли к реальности. К вопросам власти и денег. К миру, в котором вранье власть имущих является нормой, а правда - исключением. Что если пытать ребенка, это поможет спасти пассажиров - мы знаем не из "условий задачи", а от конкретного гестаповца, на лице которого написан садизм, в сердце погром, а на руках - коррупция. Который, в принципе, профессионал, и прекрасно понимает, что шансы спасти пассажиров при таком подходе могут вырасти только в том редчайшем случае, когда террорист нежный, ранимый и чадолюбивый человек, и при этом сохранивший рациональное мышление (нерационально мыслящий в ответ на пытки своего ребенка может и выдернуть чеку досрочно, вообще-то). Ну, террористы через одного, а то и чаще, рационально мыслящие гуманисты, ага-ага.

Так вот, товарищ из гестапо - не самолет хочет спасти, а получить карт-бланш на пытки детей, жен и возлюбленных "врагов государства". Со временем, если повезет, можно будет распространить эту практику, например, на финансовых манипуляторов, пусть расскажут, в какой оффшор запрятали денежки. Можно будет вернуть украденное у народа в бюджет. Большую часть - в бюджет. Ну или солидную часть.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Проанализируйте самостоятельно пресловутый "случай тикающей бомбы".

ЗЫ. Да, да, я тут слово "гестапо" употреблял как синоним спецслужбы вообще, не только тоталитарных стран. "Вашингтонский обком" в этом смысле точно так же не защищен от упреков, более того, "гарвардский тест" нужен именно ему, так как Московский или Пхеньянский обкомы пытают кого хотят и никому ничего не объясняют. А Вашингтонскому приходится оболванивать избирателей.

ЗЗЫ. И да, именно этот факт все-таки делает это двумя видами зла - из которых одно строго меньшее.

ЗЗЗЫ. Но это не повод поддаваться оболваниванию.
ext_605364: geg MOPO4 (Default)

[identity profile] gegmopo4.livejournal.com 2016-03-04 10:08 pm (UTC)(link)
Я прочитал ваш комментарий перед прохождением теста и это повлияло на результат. Сейчас я думаю, что в случае с дикарями следовало бы ответить более неопределённее, повёлся на ваше замечание, что это убийца.

[identity profile] vvagr.livejournal.com 2016-03-04 10:24 pm (UTC)(link)
Только это не просто интеллигентный портал. Эту тему выбрали ребята из инлиберти в качестве темы года http://www.inliberty.ru/projects/41-Vozvrashchenie-etiki-vesennyaya-shkola

И крутят её по всему интернету со всей силой своего овладения продвижением контента.

Там летняя школа, Бутрин и Элла, все дела. Интересно, готовы ли они предложить тебе выступить?

[identity profile] morreth.livejournal.com 2016-03-04 10:26 pm (UTC)(link)
Отвлекаясь от Бога, солидарности трудящихся или светского гуманизма, с точки зрения рацио: КТО НАМ СКАЗАЛ, что пытка мальчика спасет пассажиров?

Отвлекаясь от того же самого - почему нельзя ему просто соврать? Он же не мжет проверить.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2016-03-04 10:27 pm (UTC)(link)
Я сам ответил не крайним вариантом (хотя и ближе к "казнить").

[identity profile] stzozo.livejournal.com 2016-03-04 10:29 pm (UTC)(link)
Мне ситуации показались искусственными, и главная в них ошибка - предположение, что злодей будет играть по-честному.

Но никакого "сверху вниз" я на сайте не заметил.

А какой профит Вашингтонскому обкому оболванивать русских интернет-пользователей?

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2016-03-04 10:30 pm (UTC)(link)
Это, конечно, еще одно возражение в копилку. Но тут придумают, как отбрехаться, типа "он узнает голос пытаемого сына".

[identity profile] stzozo.livejournal.com 2016-03-04 10:31 pm (UTC)(link)
А чем Вас смутили дикари?
Имхо, это как раз самая чистая задача.
Ситуация вполне реалистична.
Смертная казнь - у дикарей нормальное наказание за убийство.
Вождь - это власть, его дело карать.

[identity profile] stzozo.livejournal.com 2016-03-04 10:32 pm (UTC)(link)
Сломанные пальцы в таких случаях снимаются на видео.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2016-03-04 10:33 pm (UTC)(link)
Как раз интродукция темы на ИнЛиберти мне кажется правильной. А кто предложил именно этот тест для презентации темы в Медузе?

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2016-03-04 10:33 pm (UTC)(link)
А кассета посылается с голубем на самолет. Или передается на мобилу террориста, террористы же берут на дело мобилы с возможностью приема видео.

[identity profile] grihanm.livejournal.com 2016-03-04 10:33 pm (UTC)(link)
"Вашингтонский обком" еще замечательный фильм по теме выпустил лет семь назад: Unthinkable. С Сэмюэлем Джексоном и теткой, которая играла Тринити в Матрице.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2016-03-04 10:35 pm (UTC)(link)
Все спецслужбы мира и их политические адвокаты заимствуют темы друг у друга.

[identity profile] vvagr.livejournal.com 2016-03-04 10:37 pm (UTC)(link)
Не знаю. Есть список лекторов прошедшего лектория https://meduza.io/feature/2016/01/19/vozvraschenie-etiki-raspisanie-lektsiy, есть список лекторов школы http://www.inliberty.ru/events/149-Vesennyaya-shkola-v-Repino

Кто там научрук и есть ли такой - неведомо.

Расшарь в FB и предложи нашим общим друзьям рассмотреть в качестве эссе на школу.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2016-03-04 10:40 pm (UTC)(link)
У Голливуда, на самом деле, непростые отношения со спецами. Две башни ВА, все дела. Ну или "отдел культуры" и "отдел административных органов" не всегда работают синхронно.

[identity profile] k0t1.livejournal.com 2016-03-04 10:44 pm (UTC)(link)
Я честно говоря вообще не понял что собственно оценивали - мне сообщили что "мой средний балл"(что это за херь?) составляет 1,5. При среднем балле 3,5. Это при том,что мои ответы распределились между "Такой поступок не допустим" и "Скорее всего так поступить нельзя" примерно 50/50. Других вариантов ответов я собственно там не вижу.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2016-03-04 10:47 pm (UTC)(link)
Как я понимаю, средний балл 1 - это "так поступить нельзя", 7 - "так обязательно надо поступить".

[identity profile] morreth.livejournal.com 2016-03-04 10:49 pm (UTC)(link)
Да, и месседж там четкий: пытка бесполезна.

[identity profile] morreth.livejournal.com 2016-03-04 10:51 pm (UTC)(link)
Мы ы сыном недавно разговорились, и он заметил адын вещь: в фильмах-2000 злодея, который стремится захватить мир или хотя бы солидную его часть, сменил злодей-террорист. И пытки начали применяться положтельыми героями, чего в Голывуде 80-90-х не водилось.

И я тут же вспомнила статью Filming torture, где писали то же самое, а еще утверждали с опорой на исследования, что количество пыток в полиции и спецслужбах возросло после появления таких фильмов.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2016-03-04 10:51 pm (UTC)(link)
Там сказано "студенты и недавние выпускники", так что я лучше пешком подожду. В ФБ выложу.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2016-03-04 10:52 pm (UTC)(link)
Я так понял, что этот мессидж в массовом прокате отрезали (то есть, четвертой бомбы в прокатном варианте нет).

[identity profile] grihanm.livejournal.com 2016-03-04 10:56 pm (UTC)(link)
У фильма две версии с разницей в минуту. Та что короче была в кинотеатрах, а та что длиннее - на двд. Мораль за эту минуту меняется на противоположную.

[identity profile] grihanm.livejournal.com 2016-03-04 10:56 pm (UTC)(link)
Там две версии :)

[identity profile] morreth.livejournal.com 2016-03-04 10:57 pm (UTC)(link)
Ух ты...

[identity profile] morreth.livejournal.com 2016-03-04 10:58 pm (UTC)(link)
Да, я только что узнала и прифигела.

[identity profile] jozhin.livejournal.com 2016-03-04 11:01 pm (UTC)(link)
В принципе фильмов, где спецы выступают абсолютным злом в разных вариациях (от трагической до комической) очень много, по личным ощущениям минимум на порядок больше, чем фильмов, где спецы - добро (маньяков, например, ловят). Причем даже в последнем случае сплошь и рядом добро - конкретный спец, система же спецов - зло.
Мне кажется, что Голливуд все же в первую (а так же вторую, третью и до шестнадцатой) очередь - коммерческая организация, и соответственно пытается понравиться зрителю. А спецы, похоже, не нравятся зрителю (и не только спецы)
Не только Голливуд, кстати, можно и бестселлеры вспомнить

Page 1 of 5