taki_net: (Default)
taki_net ([personal profile] taki_net) wrote2010-03-26 10:07 am

Верность превыше?

Продолжая тему
http://taki-net.livejournal.com/891796.html
(а также http://messala.livejournal.com/177953.html?thread=2913825 и еще несколько комментов того же автора).

Ребята, вы подумайте, что вы делаете. Хорошо известный в ЖЖ и, не побоюсь этого слова, в русской культуре деятель (кандидат исторических наук ****** *****, ака Могултай) написал текст, в котором выразил чрезвычайное отвращение малоприятным поступком недавно скончавшейся женщины.

ВСЯКОЕ выражение своего нравственного превосходства над кем-либо, да еще в экстремальных формах - вызывает нормальный скептицизм по поводу формы выражения такового; использование СЕБЯ (а не общепринятых образцов или абстрактных образцов, или безличного "так принято") в качестве эталона морали, сравнение обличаемого с коим дает неудовлетворительный результат - ВСЕГДА странно. Указание на такую странность есть общее место.

Разумеется, с этого места МОЖЕТ начинаться интересный и важный разговор, обосновывающий допустимость и уместность экстремального морализаторства - но это именно нуждается в доказательстве. Как общее место, "так не принято".

Напротив, реакция по типу "да как вы посмели не согласиться" (в ситуации, когда не соглашаться - общее место) - выглядит в высшей степени странно, создавая впечатление, может быть ложное, о дисциплине и верности прежде истины. Не думаю, что такое представление о читателях и почитателях ув. Могултая - ему льстит. А впрочем, ему виднее.

[identity profile] sergeyr.livejournal.com 2010-03-26 12:10 pm (UTC)(link)
Прикрепляю на всякий случай самоудалённое, убрав цитату удалёного автором коммента, добавив в фигурных скобках пояснения, какие ещё смог:

> "Взывая к священной дружбе", как-то так.

Никогда я дружбу священной не считал и не называл (у меня вообще нет священных понятий - даже доброжелательность и разум лишь очень хороши, но не священны), и взывать к ней, соответстветенно, не мог.
Часть моего поста, расписывающая личные отношения {т.е. дружбу, если моё отношение можно так назвать - в чём я не уверен, т.к. меня часто обвиняют в бездушности, и для моей степени близости к аутизму это обычное дело}, имела две цели:
1. Снять по возможности накал страстей, оставить больше путей пути для примирения, для меня желательного. {Но при этом не уступая в том, в чём по моему мнению уступать нельзя ни при каких обстоятельствах, кроме совсем уж чрезвычайно-жизненноважных.} (Я, кстати, не знаю насколько эта попытка вообще может быть эффективна - психолог из меня никакой, что я не раз говорил и просил в этом помощи.)
2. Ещё раз подчёркивал, что всё что я пишу - есть претензии не к личности, а к позиции, не к вопросу превосходства, а к вопросу правоты, не к несогласию, а к форме её выражения.

> Главное, все это говорится так, будто Могултай написал что-то вообще серьезное и важное

Ни в коем случае. {Т.е. _мной_ "всё это" не говорилось так, будто будто Могултай написал что-то вообще серьезное и важное. Мной всё это писалось вообще не о тексте Могултая.} Историю эту я прочёл без особых эмоций, что ей хотел сказать Могултай и зачем он её опубликовал - не понял, и никакой ценности ей не придаю.
Что меня в это обсуждение вовлекло - это Ваше совершенно безобразное поведение. Веди себя так (по отношению к Могултаю или к кому-то ещё) кто-то иной, сколько угодно влиятельный - я бы и пальцем не пошевелил, т.е. к социально значимым я эту дискуссию не отношу - это для меня исключительно вопрос улаживания локального окружения в том виде, в каком я это локальное окружение хотел бы видеть (а именно - в виде сообщества людей, общающихся аргументированно, корректно, здравомысляще, не позволяя эмоциям затмевать и подменять факты, не причиняя лишнего дискомфорта и по возможности взаимно друг другу помогая).

{Ну и дополнительный хинт, который мне показался важным. Дело в том, что у меня сниженная демонстративность. Т.е. то, что кажется в моём исполнении театральным - почти никогда не является даже имитацией театральности. Обычно это лишь побочный эффект работы механизма, компенсирующего плохую работу памяти: языковые навыки у меня в большей степени, чем у здоровых людей, берутся из непосредственного языкового окружения, чем из долговременной памяти. Грубо говоря - я быстро забываю как правильно говорить, и черпаю правила и нормы речи непосредственно из текущего общения. Если я, скажем, дочитываю Тарле, веду военно-стратегическую игру и бегаю по пользователям, то все прочие мои разговоры будут испытывать сильнейшее влияние этих трёх языковых контекстов.}