Спасибо за ответ. Ну что ж Вам сказать, от этой риторики в ее теперешнем виде сейчас мне буквально плохо. От того, во что превращается эта страна, от того, как меняются люди, как их зомбируют... Почти каждый разговор с русским собеседником – шок и боль. Самое страшное - молодежь. Как она успела уже усвоить этот дискурс, откуда у нее такая подозрительность? Это ведь уже не остатки совка, это другое... Для меня это какой-то кошмар. Я уже не знаю, что рассказывать своим студентам, я даже не знаю, нужно ли вообще что-нибудь рассказывать. У меня не получается ограничиваться чистой филологией, прекрасным и безопасным. Я не знаю, как справлялись слависты во время СССР, но тогда вроде можно было говорить, что это все проклятая коммунистическая идеология, а вот настоящая Россия, она другая. А сейчас? А сейчас, когда еще в этом участвует и Церковь?
По этому я более чем понимаю, что хочется от этого держаться подальше. От этого - да. Но тем не менее я верю, что может быть другой патриотизм. И более того, я уверена, что необходимо срочно над этим работать, и не оставлять эту заботу, это поле официальным идеологам. Брезгливость части либералов по отношению к этому вопросу – опасная ошибка. Не знаю, какой именно должна быть риторика национальной гордости, но мне кажется, что табуирование патриотизма ни к чему доброму не приведет (вот во Франции точно не привело, об этом уже писала). Даже просто в психологическом смысле, чтобы любить других надо сначала любить себя, а агрессивность и чрезмерная подозрительность часто происходят от скрытого комплекса неполноценности. А любовь к родине, национальная гордость - в принципе светлые и достойные чувства, это может быть стимулом для прогресса, только некоторым выгодно ими манипулировать и превратить их в агрессивность и ненависть. И вот про Ч. не знаю, но мне кажется, что именно к этому была направлена общественная деятельность Ходорковского, зарубежом (не агрессивный реванш (шантажирование газом) - а спокойная и дружелюбная уверенность в себе (благотворительный взнос в библиотеку Конгресса)) как и в России (молодежные лагеря...). Хотя в этом тоже, разумеется, есть элемент национальной гордости. А почему бы и нет, собственно? Кстати - помню рекламу в корпоративном журнале Юкоса (было наверное и в других местах) "It's time to learn Russian! Yukos is the 4th oil compagny in the world". То ли смеяться, то ли плакать... но число студентов на русских кафедрах во Франции дейтствительно упало за последних 3 года.
Ну и пусть прекраснодушная bohinj себе хихикает, разочарование вполне взаимное. Осадок еще какой, не говорите, ужас :-(
no subject
Ну что ж Вам сказать, от этой риторики в ее теперешнем виде сейчас мне буквально плохо. От того, во что превращается эта страна, от того, как меняются люди, как их зомбируют... Почти каждый разговор с русским собеседником – шок и боль. Самое страшное - молодежь. Как она успела уже усвоить этот дискурс, откуда у нее такая подозрительность? Это ведь уже не остатки совка, это другое... Для меня это какой-то кошмар. Я уже не знаю, что рассказывать своим студентам, я даже не знаю, нужно ли вообще что-нибудь рассказывать. У меня не получается ограничиваться чистой филологией, прекрасным и безопасным. Я не знаю, как справлялись слависты во время СССР, но тогда вроде можно было говорить, что это все проклятая коммунистическая идеология, а вот настоящая Россия, она другая. А сейчас? А сейчас, когда еще в этом участвует и Церковь?
По этому я более чем понимаю, что хочется от этого держаться подальше. От этого - да. Но тем не менее я верю, что может быть другой патриотизм. И более того, я уверена, что необходимо срочно над этим работать, и не оставлять эту заботу, это поле официальным идеологам. Брезгливость части либералов по отношению к этому вопросу – опасная ошибка. Не знаю, какой именно должна быть риторика национальной гордости, но мне кажется, что табуирование патриотизма ни к чему доброму не приведет (вот во Франции точно не привело, об этом уже писала). Даже просто в психологическом смысле, чтобы любить других надо сначала любить себя, а агрессивность и чрезмерная подозрительность часто происходят от скрытого комплекса неполноценности. А любовь к родине, национальная гордость - в принципе светлые и достойные чувства, это может быть стимулом для прогресса, только некоторым выгодно ими манипулировать и превратить их в агрессивность и ненависть.
И вот про Ч. не знаю, но мне кажется, что именно к этому была направлена общественная деятельность Ходорковского, зарубежом (не агрессивный реванш (шантажирование газом) - а спокойная и дружелюбная уверенность в себе (благотворительный взнос в библиотеку Конгресса)) как и в России (молодежные лагеря...). Хотя в этом тоже, разумеется, есть элемент национальной гордости. А почему бы и нет, собственно? Кстати - помню рекламу в корпоративном журнале Юкоса (было наверное и в других местах) "It's time to learn Russian! Yukos is the 4th oil compagny in the world". То ли смеяться, то ли плакать... но число студентов на русских кафедрах во Франции дейтствительно упало за последних 3 года.
Ну и пусть прекраснодушная bohinj себе хихикает, разочарование вполне взаимное. Осадок еще какой, не говорите, ужас :-(