taki_net: (Default)
taki_net ([personal profile] taki_net) wrote2006-07-15 12:42 am

(no subject)

Спасение рядового Родионова



Я промолчал, когда эта тема - прославление и подготовка канонизации солдата-пограничника Евгения Родионова, погибшего в Чечне в 1996 году - обсуждалась в ЖЖ некоторых моих френдов (ссылки по теме: Гугль на "прославление Евгения Родионова", а также НГ за 2002 г.)

Сначала - один формальный момент. Нет никаких доказательств, что боевики предлагали несчастному Евгению жизнь в обмен за переход в ислам. Двое его товарищей, убитых вместе с ним и похороненных в одной авиаворонке, "не заслужили" канонизации, потому что на их изуродованных останках не обнаружился нательный крест (напомним, у трупов были отрублены головы). Таким образом, и это было заявлено официальной РПЦ сразу, как только были собраны свидетельства - нет речи о мученичестве за веру. Все последующие "свидетельства" такого рода (их появляется тем больше, чем дальше отстоит от нас эта трагедия) - основаны на пересказе одними публикаторами других.

Разумеется, канонизируют не только мучеников за веру. И вот тут важно понимать, что канонизация означает. Она означает НЕ признание каких-то заслуг (вспомним евангельского благоразумного разбойника - никаких заслуг у него не было, кроме криминальных), НЕ "назначение из грешников в праведники" (было бы кощунственно считать, что люди, пусть даже в немалых церковных чинах, могут диктовать Богу, кого считать праведником), наконец, НЕ безошибочное прочтение неких сигналов от Бога (вроде чудес на могиле) - случаются деканонизации, несмотря на любые знамения.

Канонизация, по удачному выражению одного христианского писателя 20 века - "акт церковной педагогики". Иными словами, канонизируя кого-либо, Церковь привлекает внимание паствы к "достойному и поучительному примеру".

Ежегодно умируют много, слишком много миллионов россиян и православных. Что еще сделал Евгений, кроме того что умер?

Он умер насильственной смертью (которая, В ЦЕЛОМ, считается нежеланной и нежелательной для православного). Он, вероятно, достойно вел себя перед смертью (во всяком случае, его убийца не рассказал ничего противоречащего этому матери Евгения). Многие тысячи православных россиян умирают насильственно, по-видимому, многие из них ведут себя достойно перед смертью. Как я уже сказал, ему не предлагали купить жизнь отречением от веры, а его, по-видимому, неверующим товарищам этот факт не помог.

Наконец, десятки милиционеров, спасателей, моряков, шахтеров погибают, исполняя свой долг, спасая жизни ("души" - Save Our Souls).

ЧТО ЖЕ он сделал такого, что отличает его, делает не "одним из многих", а НАГЛЯДНЫМ ПРИМЕРОМ?

Давайте смотреть правде в глаза, давайте не отводить свои глаза. Единственное, что его отличает - это то, что он погиб на гражданской войне, на которой россияне воюют с россиянами. Те, кто отдает жизнь "за други своя" в любом другом месте - на пожаре, например - таким примером не признаются.

Для сторонников канонизации важно, чтобы кавказская война была объявлена Церковью безусловно праведным делом. А поскольку нет никаких прецедентов признания таковыми любых мероприятий государства, речь идет, стало быть, о том, что эта война должна быть признана делом Церковным. Войной Православия - сами понимаете, с какой другой верой.

НИКАКОГО другого смысла требование канонизации Евгения Родионова не имеет, только этот: педагогическое послание Церкви народу о том, что это не предвыборный маневр Ельцина и Путина, не "восстановление конституционного строя" (к которому многие церковники не то чтобы равнодушны, а скорее враждебны), не защита законопослушных граждан от преступников, а война Христианства и Ислама.

Так вот, значит. Юношу отобрали у матери, отправили на войну против сограждан, там бросили (до заставы от поста Родионова и товарищей было 200 м, но никто не пришел на помощь; после похищения бойцов официально объявили дезертирами). Труп его доверили искать и выкупать у убийц матери. Но, оказывается, он мало послужил. Теперь - он должен посмертно поработать ради превращения войны гражданской в Войну за Веру.

Хочется верить, что ничего у них не получится. Евгений Родионов уже там, где им до него не дотянуться. Свободен, наконец-то свободен...

[identity profile] rakugan.livejournal.com 2006-07-14 10:10 pm (UTC)(link)
Ты прав, имхо.
Как это ни грустно :(

[identity profile] beth4ever.livejournal.com 2006-07-15 10:11 am (UTC)(link)
Пару лет назад я спорила с одним знакомым совсем о другом. Но суть в том, что он как доказательство своей правоты приводил пример иконы с Родионовым, где тот изображается в современной военной форме. Он говорил, что это призхнанная церковная икона. Т.е. мой знакомый либо заблуждался, либо обманывал меня в том, что Родионов УЖЕ канонизирован. Если обманывал - это грустно само по себе. А если заблуждался, это говорит о том, что для какой-то части населения фишка УЖЕ сработала.

[identity profile] kassandra1984.livejournal.com 2006-07-15 10:26 am (UTC)(link)
Что не в Родионове дело, видно без очков. Но дело, по-моему, и не в войне. Дело в том, что именно сейчас, когда русский народ оказывается в положении все более критическом (не из-за внешней угрозы, а из-за внутреннего кризиса) на его имперское место всерьез претендуют мусульманские народы, входящие в состав империи. Не потому что они какие-то особенно нехорошие, а потому, что свято место пусто не бывает. Они на подъеме, ширятся и крепнут, и просто инстинктивно теснят ослабевшую метрополию.

Вот на этот-то вызов и стал ответом новый культ. Не сверху он насаждается, а идет снизу.

[identity profile] crugerrr.livejournal.com 2006-07-15 11:27 am (UTC)(link)
"Россияне против россиян" - это не дело церкви. Дело церкви - растить паству в правильной вере и с правильным самосознанием.

Полагаю, далеко не про всех канонизированных мученников за веру известно, что они пострадали именно за веру, и как именно они приняли мучения. Но дело действительно не в реальной историчности, а в примере, который будет дан.

В этом смысле совсем не важно, что случилось с гражданином Родионовым, а важнна мораль легенды, вписанной в скрижали церкви. Смысл её прост - не отказываться от православия даже ввиду угроз собственной жизни. Это естественное дело для церкви (причём для любой!) - укреплять ряды верующих. Никакой политики тут нет.

И то, что это случилось в войне с людьми, провозгласившими смысл свой борьбы как войну за истинную религию (другую!), лишь более чётко оттеняет смысл канонизации.

Ну а то, что эта история связана с Кавказом, очевидно: где ж ещё ныне искать примеры мученической гибели православных за веру?