taki_net: (gagarin)
taki_net ([personal profile] taki_net) wrote2013-09-03 09:08 pm

Либерал и предатель. Кто и как меня убедил?

За эту выборную кампанию я не узнал об Алексее Навальном ничего нового (хотя детали личного образа сыграли некоторую негативную роль). Что же повлияло на меня так, что я изменил свое решение на эти выборы с "буду голосовать, скорее всего, за Навального, ну может за Митрохина или против всех" на "против всех, но уж точно против Навального"?

Сработало новое знание не о Навальном, а о его сторонниках с "нашей" (т.е. демократической и либеральной) стороны. Как известно, лагерь Навального состоит из двух больших отрядов - либерального и националистического(*) (плюс безыдейное болото, которое обрабатывается чистым популизмом). Разумеется, наличие двух таких разных групп актива и отрядов сторонников влечет необходимость компромиссов и приспособления позиций.
---------------------
(*) Отмечу, что слово "национализм" является крайне неудачным обозначением этого явления на русской - как и на любой другой имперской - почве; слова "расизм, шовинизм, ксенофобия" (в разных дозах и сочетаниях) подходят куда больше.

Необходимость приспосабливать свои убеждения, включающие тезис о высоком и равном достоинстве и праве каждого человека независимо от расы, этничности, места рождения, представление о безусловном доминировании прав человека над т.н. "правами нации" или правами государства (а я утверждаю, что невозможно быть либеральным демократом, не разделяя полностью этих положений) к воззрениям союзников или попутчиков - "националистов" представляет собой тяжелую задачу. Как же она должна решаться и как решается в реальности?

Ситуация, когда приходится идти на компромисс с собственным этическим идеалом - нередка; не будем рассматривать ни ситуацию принуждения, ни предательство (когда выясняется, что идеал был идеалом только на словах, а на деле вовсе не управляет поведением человека). Рассмотрим именно тактический компромисс - человек решает, что отступив СЕЙЧАС от своих идеалов, он путем, скажем, нужного союза создаст положение, в котором сможет добиться в дальнейшем идеала лучше и скорее. В данном случае - мы жертвуем идеалом "уважение и равноправие независимо от этноса", зато приобретаем помощь "националистов" в изгнании диктатуры, создаем компромиссную политическую систему, в которой запускается процесс демократической преемственности власти, который, дескать, неизбежно приводит к обществу, уважающему права человека, равноправие и прочий феминизм.

Мне кажется очевидным, что ценность, которую мы хотим получить в обмен на этот компромисс - далеко не абсолютна, даже если считать либеральную демократию абсолютом. Дело в том, что это не сама демократия, а шанс на нее, и на вероятность этого шанса и надо уменьшать ценность на той чашке весов. На этой же чашке лежит плата, которую мы вносим сейчас - политическая, культурная и моральная легитимация неравноправия, ксенофобии, доминирования "коллективных ценностей" (притом зачастую мифологических коллективов) над правами человека и над личностью вообще. Доминирование воли коллектива над свободой.

Это подводит нас к процедуре "взвешивания": предполагается, что каждый человек из "нашего" лагеря, а особенно хоть сколько-то "медийный" (хотя бы ведущий блог, затрагивающий общественные темы), расскажет, как и почему он принял то или иное решение об этом нравственном компромиссе. Решение рациональное, или эмоциональное, или религиозное - какое угодно. Просто обойти этот вопрос невозможно, это будет именно предательством (если в результате он решает отступить от нравственного императива). Хотелось бы (помните выше - как она ДОЛЖНА решаться) примерно такого: мне было тяжело отступить от наших ценностей, но я, ограничив это отступление ТЕМ-ТО И ТЕМ-ТО, ожидаю от компромисса ТАКОГО результата, я считаю, что второе окупает первое, все кто со мной согласен - делай как я! Не согласен - поправь "веса и расценки", буду благодарен.

Вдобавок, от людей близких, отношения с которыми предполагают не только обмен информацией, но и чувствами - ожидаешь чего-то вроде "мне было тяжко причинить боль непричастным к нашему противостоянию с режимом людям, я у них в долгу и собираюсь этот долг вернуть".

А как было в реальности? Как агитировали за "исторический компромисс" крупные медийные либералы, условные Шендеровичи, и легион сторонников-либералов в ЖЖ, Фейсбуке и т.д.? Господствовали, частично выходя из моды и сменяя друг друга, следующие риторические модели:

1. Отрицание самой проблемы цены компромисса. В то время как образовался исторический шанс на свержение тирании, некоторые интеллигенты по совершенно непонятной причине, насколько можно понять, эстетического отвержения слов "русский национализм" - не хотят присоединиться к народному порыву.

2. Настойчивое и упорное завышение цены "той чашки" до практического абсолюта. "Победа Навального" подавалась как панацея от "совершенно катастрофического" положения. При этом вопрос цены отводился просто: ТАКАЯ великая победа и избавление от ТАКОЙ беды цены по определению не имеет.

Удобство этой модели в том, что дискуссия и о степени ужасности положения страны, и о прекрасности победы, и о ее вероятности делает возражающего автоматически союзником (а то и наймитом) Собянина.

3. Формальное признание цены компромисса, сопровождающееся высмеиванием тех, кто такую, в сущности ничтожную, цену по фанаберии или жмотству не готов платить. При этом из всего комплекса проблем, связанных с т.н. "национализмом", выбирается наиболее ничтожная (с точки зрения автора ничтожная, в реальности как раз иногда довольно серьезная). Эталонный пример - текст Шендеровича о "запрете лезгинки" и тех, кто по такому пустому поводу не желает идти на компромисс. Кстати, трудолюбивый агитатор за Навального, столичный блоггер (я имею в виду столицу Норвегии Осло, а вы что подумали) остроумно, с аллюцией на Достоевского, охарактеризовал обличенных Шендеровичем интеллигентов "те, кто никак не может простить лезгинку ребенка".

Сюда же примыкает опус бывшего функционера ФЭПа Александра Морозова, призывавшего "левых и феминисток", если у них "национализм" вызывает такое раздражение, "зажать нос и закрыть глаза" и голосовать так. То есть, наличие проблемы признается и она даже называется по имени, только от вопроса, как ОН САМ вычислил приемлемость цены ДЛЯ СЕБЯ - заматывается.

4. Наконец, открытая полемика о цене компромисса, о "нашей чашке весов" - путем психологической атаки на те ценности, отступление от которых мы хотим окупить (или отказаться окупать). При этом я ограничусь только такой атакой, в которой атакуются не сами либеральные ценности (так как такой штурмовик - сам не либерал, и это выводит нас за пределы темы), а их относимость к данному случаю. Это - самый злокачественный вариант, и он применяется только к тем, кого не удается взять более мягкими предыдущими средствами.

Сюда относятся, конечно, и рассуждения о том, что в цивилизованных, по-настоящему либеральных странах строят депортационные лагеря краше Голянова в сто раз, и про расовый профайлинг в по-настоящему правовых полициях, и о "дурном наследии СССР" в виде национальных автономий и безвизовых границ СНГ, и то, что "в первую очередь надо защищать свободу цивилизованных людей не стать жертвами преступлений", и многое другое. Короче говоря, как было написано на одном питерском политическом плакате, ВРАТЬ И НЕ БОЯТЬСЯ.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Месяц (с 19 июля до конца августа) чтения этого и разговоров с этими людьми убедили меня, что из морального уравнения выпал важнейший фактор: что мы, либеральная и демократическая интеллигенция, делаем с собой, чтобы смочь поддержать Алексея Навального? Ответ прост и страшен: почти никто (за месяц я, честно, не увидел НИ ОДНОГО ПРИМЕРА) не заключает того самого желанного и болезненного компромисса с позиций либерализма; все - все, кого я наблюдал - полностью и безоговорочно капитулируют, предают себя, свои убеждения и свою совесть. И голос, поданный за Навального (без его вины, он тут ни при чем, мы сами) есть голос одобрения этой капитуляции, сдачи и морального самоубийства лучших людей России.

Одобрения этого князь мира сего от меня не дождется.

[Всех, кто хоть частично разделяет эти позиции, это беспокойство - пусть даже и не выводы - я прошу, я настаиваю на репосте или ссылке]

Простая логика.

[identity profile] peter314.livejournal.com 2013-09-04 06:07 pm (UTC)(link)
Собянин выиграет в первом туре и он приличный администратор.
Алексею Навальному тюрьма может сломать жизнь, а он не самый плохой сын Отечества.
Миллион голосов может спасти этого одарённого человека. Надо попытаться.

Re: Простая логика.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2013-09-04 06:21 pm (UTC)(link)
Ну ОК (смешно высказались, но не позорно), а к моему посту какое отношение это все имеет?

Re: Простая логика.

[identity profile] peter314.livejournal.com 2013-09-05 04:25 am (UTC)(link)
Если бы Навальному не грозила тюрьма, тогда можно было бы руководствоваться сложными политическими соображениями и отвращением к "хомячкам".
Когда человек тонет, надо попытаться его спасти. Человечеству не грозит его приход в мэрию. Этого не случится.

[identity profile] mnemtsev.livejournal.com 2013-09-04 06:43 pm (UTC)(link)
Спасибо! Я ваш ЖЖ читаю меньше месяца. Вот здесь Вы очень точно, на мой взгляд, указали основну моральную проблему, которую эти выборы Н. поставили перед публикой.

ТОП: 23:00 MSK

[identity profile] magictop30.livejournal.com 2013-09-04 07:02 pm (UTC)(link)
Вы попали в Т30P (http://www.t30p.ru) самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Почитать текст со всеми комментариями по ссылке (http://tools.t30p.ru/?http%3a%2f%2ftaki-net.livejournal.com%2f1601909.html).
Это Ваш 3-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера (http://rating.t30p.ru/?taki_net.livejournal.com&p=tops).Image

[identity profile] vivaracho777.livejournal.com 2013-09-05 12:49 am (UTC)(link)
если я верно понял - вы предлагаете уравнять в правах граждан россии и нелегалов?

[identity profile] citrusss.livejournal.com 2013-09-05 03:23 am (UTC)(link)
Вы так написали, что русский национализм - это что-то плохое...

[identity profile] ice-911.livejournal.com 2013-09-05 01:04 pm (UTC)(link)
Хороший текст. Хорошие мысли. Четкая логика.
Я к вам в блог случайно попал: хомячки навального™ стали составлять расстрельнные списки людей предавших Единственного Безальтернативного Лидера Оппозиции навального™.
Вы не одиноки. Хотя честно признаюсь для меня это было потрясением: оказаться в меньшинстве среди либерального меньшинства.

[identity profile] eyra-0501.livejournal.com 2013-09-06 06:56 am (UTC)(link)
Вот не смешите, чесслово! Списки!
У меня во френдах были - и остаются - человек десять его ярых (но честных) противников.

ссылку написал, но

[identity profile] bolek-runkovski.livejournal.com 2013-09-05 06:57 pm (UTC)(link)
хорошо, что я не участник мэрских выборов
хотя беспроигрышная позиция у меня есть, но спорить о ней не хочется: вообще не надо заниматься расчётами, кто может выиграть, кто нет, а голосовать за того, кто удовлетворяет критериям
учёные, как известно, установили, как ведёт себя собака, когда за ней не наблюдают, прикрепив на неё видеокамеру. Оказалось, 70% времени она пытается содрать камеру, а 30% времени носится, надеясь избавиться от неё. Это и о выборах, и об индексе цитирования, например. Как только начинаются расчёты и попытки не высказать своё честное мнение, а что-то выгадать, перехитрив всех остальных, так всё это теряет первоначальный смысл. И участвовать в этом не хочется. Единственная, по-моему, позиция, после которой не будешь упрекать себя - ах, что ж я не голосовал так, чтобы не прошёл этот или тот фашист - сделать вид, что остальных избирателей нет. (Я не о том, чтобы не замечать мухлежа). С такой точки зрения мог бы голосовать за Митрохина или ни за кого. И никаких моральных проблем.

[identity profile] rfq777.livejournal.com 2013-09-06 04:35 am (UTC)(link)
То, что вы считаете национализмом и ксенофобией, другие (Каспаров, http://www.kasparov.ru/material.php?id=5228308F4EA0E) считают защитой культурного кода нации. И он мне представляется более убедительным. Как следствие, тот вариант либерализма, что вы отстаиваите, я рассматриваю как разрушение культурного кода. Вопрос, действительно ли между либерализмом и защитой культурной идентичности неустранимое противоречие, или их можно совместить?

[identity profile] eyra-0501.livejournal.com 2013-09-06 06:54 am (UTC)(link)
Репост я сделал. С комментариями.
eyra-0501.livejournal.com/2856840.html
Но я - НЕ либеральный интеллигент. И Ваш пост меня в этом в очередной раз убедил. Так что спасибо Вам!

[identity profile] poulsam.livejournal.com 2013-09-06 12:13 pm (UTC)(link)
Надо понимать, у вас есть самостоятельный план правильной мягкой демонтации режима году так в 2036-м. Всячески вас поддерживаю

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2013-09-06 12:53 pm (UTC)(link)
1. Умник, учись читать, о чем пост.

2. А у кого такой план есть? У Вас? Можно огласить?

3. Вы переметнулись сюда, не ответив в другом блоге на вопрос, где результаты расследования коррупции в ЖКХ, завязанной на использование мигрантов. Тролль такой тролль. Галимые нашисты и то получше были склепаны.

[identity profile] poulsam.livejournal.com 2013-09-06 01:32 pm (UTC)(link)
экий вы прыткий, гражданин хам. Вам в голову не приходило, что защищаемые вами права человека включают в себя некий общий запрет на хамство, как вторжение в права других людей, нет? Как шел, так и отвечал, по порядку. Да и не обязан я вам что-то отвечать, как другие не обязаны писать вам исследования или исповедовать устраивающую вас идеологию.
1. Если у вас плана нет, то ВСЕ ваши рассуждения не стоят даже пикселей на экране, не то что бумаги. Потому что людям режим надоел и они хотят его демонтировать. Не в 2046-м году, а сейчас.
2. Пока у вас нет плана по демонтажу режима на обозримое будущее, см. пункт 1, товарищ с дыркой в голове.

Дилемма Навального

[identity profile] victor-korb.livejournal.com 2013-09-07 10:00 am (UTC)(link)
См. мои посты "Дилемма Навального (http://victor-korb.livejournal.com/710785.html)" от 27 июля и "Об электоральных контрактах Навального (http://victor-korb.livejournal.com/724582.html)" от 10 августа.

О перепосте "Либерал или предатель?"

[identity profile] arudnitsky.livejournal.com 2013-10-12 09:58 am (UTC)(link)
Важная проблема и убедительно изложена, но перепостить не могу из-за непоследовательности автора.
Почему он называет Шанлеровича и Морозова, но пользуется иносказаниями для столичного блоггера? Односторонний характер "компромисса" - следствие тривиального обстоятельства. При всей воинственной риторике нацистов и националистов они также как и парламентская оппозиция, как и "Яблоко" колесики системы, которую разваливать им не с руки. На наших глазах власть их породила, а сейчас Дугин - идеолог правящей партии, а Рогозин в правительстве и приглашает союзников вместо митингов сотрудничать с правительством. Так что роль их в протестном движении - это роль пятой колонны. Если кто-то не хочет этого замечать, пусть жертвует своими компромиссами.

Page 2 of 2