taki_net: (russkie)
taki_net ([personal profile] taki_net) wrote2014-12-15 11:25 pm

Чистая лента

Тут колорад Бугаев замутил опрос про то, как много ваших друзей "по другую сторону" и как вы это себе объясняете.

Большинство, подавляющее, отвечает "много" или 50/50. А вот у меня практически нет таких знакомых, не говоря уж о друзьях. При том что речь идет о сотне людей, примерно. Как так получилось? Вот что надумалось:

- я никогда не выводил политику за скобки при установлении спонтанных дружеских (и любовных) связей; разумеется, требования к кровным родственникам и коллегам на работе ниже, почти до нуля, но я и не занимаюсь любовью или дружбой на работе;

- я всегда считал политику подсудной морали, принципиально не складывались дружеские отношения ни с теми, кто считает политику вне морали, ни с теми, кто радикально иначе оценивает моральные аспекты политической позиции;

- у меня есть друзья, с которыми я могу расходиться в оценке политической целесообразности, но не этичности - так, у меня может быть друг, который оценивает переворот сентября-октября 1993 года как успех России (я как трагедию), но не может быть друга, который не считает Ельцина негодяем.

Отбор "френд-ленты жизни" шел вот так много-много лет, и в результате она сложилась так, как сказано выше. Повторяю, это не исключает расхождений по конкретным вопросам, в которых выбор шел между "плохим и еще худшим", но не по таким кристально ясным вопросам, как Закон подлецов, Гомофобные законы, дело Алехиной-Толоконниковой-Самуцевич или нападение на Украину (но у меня есть друзья, довольно близкие, с другими взглядами на Грузинскую войну; допускаю, что ограничься агрессия против Украины отторжением Севастополя - были бы согласные с этим как с "меньшим злом").

В общем и целом, мне так комфортно; я готов дружить с инакомыслящими, но не с негодяями или моральными слепцами.

[identity profile] zinaida-s.livejournal.com 2014-12-15 08:44 pm (UTC)(link)
Мы никогда не обсуждали современную политику, друзья у нас часто - однокурсники или иным образом мы уже по 30 лет знакомы. Но тем не менее. Никаких неожиданностей. Тем более в семье.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-12-15 08:53 pm (UTC)(link)
Я не очень хорошо, вижу, написал. В том-то и дело, что общая не политика, а более фундаментальные ценности. В политике как раз расхождения вполне возможны, о чем и сказано.

[identity profile] radiowestin.livejournal.com 2014-12-15 08:55 pm (UTC)(link)
в моей жизни есть один человек, к которому я тепло отношусь и чьи политические взгляды мне как-то совсем не близки.
так сложилось.
от некоторой части публики у него в комментариях дергаюсь и морщусь, но такова цена моей привязанности.
в остальном ориентируюсь на общее впечатление, а не на схожесть взглядов как таковую.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-12-15 09:00 pm (UTC)(link)
Да, пожалуй "общее впечатление" я бы тоже сказал.

[identity profile] evgknyaginin.livejournal.com 2014-12-15 09:18 pm (UTC)(link)
Когда видишь, как люди, обуреваемые манией "великой России", разрушают свою страну, общаться с ними без матерных выражений крайне тяжело. Даже если они вполне искренни.

[identity profile] messala.livejournal.com 2014-12-15 09:23 pm (UTC)(link)
Чисто ради интереса, я щас уйду...

"Закон подлецов, Гомофобные законы, дело Алехиной-Толоконниковой-Самуцевич или нападение на Украину"

А если вдруг твой потенциальный друг разделяет твои финальные выводы по данным вопросам, но неканонично? Например, против посадки ПР, но при этом считает А-Т-С малопривлекательными пиарщицами, а не революционными художницами/религиозными подвижницами?

Или против наличных гомофобных законов, но против однополых браков?

Или против нападения за Украину, но не готов признать в нападении на Украину исключительную причину всех проблем украинского народа и государства? или вообще считает, что на Украине идет гражданская война с участием России?

Как ты поступаешь в подобных случаях? Вы по факту с таким товарищем по идее должны быть союзниками и соратниками, но вот моральные основания у вас разные, а мораль для тебя, как ты выше описал, первична.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-12-15 09:29 pm (UTC)(link)
+++ по идее должны быть союзниками и соратниками, но вот моральные основания у вас разные, а мораль для тебя, как ты выше описал, первична.

И ты знаешь ответ на этот вопрос, правда? На опыте.

[identity profile] messala.livejournal.com 2014-12-15 09:33 pm (UTC)(link)
Да нет. Друзьями мы никогда не были, а что касается френдов, так тут все проще и быстрее - и хамится, и разбегается, и сбегается.

Вопрос был не полностью, но все-таки в большой степени теоретическим. Т.к. не думаю, что таких, как описано, в твоем более-менее ближнем окружении нету.

Но не хочешь, не отвечай, конечно. Просто пару раз у тебя давно еще проскакивала идея, что типа надо искать общее, а не.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-12-15 09:41 pm (UTC)(link)
+++ Друзьями мы никогда не были

Ноу комментс.

+++ Т.к. не думаю, что таких, как описано, в твоем более-менее ближнем окружении нету.

Эмммм... в моем ближайшем "окружении" есть, например, истово православные, про которых я не знаю, что они ДУМАЮТ об А-Т-С, но СКАЗАТЬ хоть слово хулы о них, пока в стране тирания, использующая "православие" как разновидность идеологии - это плюнуть на могилы жертв Гулага примерно.

Аналогично с ЛГБТ у них же.

Понимаешь, это люди, прошедшие Гулаг, и их дети. И они очень фильтруют базар - не скажут ничего в пользу палачей, чтобы покрасоваться своей "объективностью".

[identity profile] messala.livejournal.com 2014-12-15 09:45 pm (UTC)(link)
Они ж, кажется, не палачам это слово скажут, а тебе.
Ладно, принцип ясен, спасибо.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-12-15 09:51 pm (UTC)(link)
Так эта, Бог он все видит.

[identity profile] vvagr.livejournal.com 2014-12-15 10:14 pm (UTC)(link)
Ну на самом деле твой собеседник подмечает верно. Определение границ вмешательства государства в частную жизнь - столь же моральный вопрос, сколь и вопрос оценки чувств верующих при наблюдении выступления PR.

Так что, вероятно, общность моральных оценок по более фундаментальному вопросу может и для тебя оказаться важнее моральных же расхождений по вопросам более частным?

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-12-15 10:26 pm (UTC)(link)
Чи-то? "Определение границ вмешательства государства в частную жизнь - столь же моральный вопрос"

Это как? Ты что сказать-то хочешь? А, эта, технологии производства серной кислоты у тебя не моральный вопрос?

Мораль говорит, что всякое вообще вмешательство в частную жизнь - аморально. Государство - это инструмент для упорядоченного проведения аморальных действий (например, уголовной репрессии или войны). Идея выделить из этого ряда налогообложение или лицензирование как ОСОБО аморальные, скажем прямо, доставляет.

[identity profile] vvagr.livejournal.com 2014-12-15 10:37 pm (UTC)(link)
Согласен, недодумал.


[identity profile] scholar-vit.livejournal.com 2014-12-15 10:15 pm (UTC)(link)
Э-гм. Я не уверен, что лично Ельцин был негодяем. Слабый человек, поддавшийся советскому гнилью в себе и других, и пришедший к катастрофе. Подозреваю, что и пил он из-за этого.

Россия, конечно, сильно потеряла от того, что у нее не нашелся Вацлав Гавел.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-12-15 10:27 pm (UTC)(link)
"Негодяй" сильное выражение. В данном конкретном случае (и многих других) поступил по-негодяйски.

[identity profile] scholar-vit.livejournal.com 2014-12-15 10:31 pm (UTC)(link)
В этом сомнений нет. Как и в том, что околоельцинский круг "либералов" замарался тогда необратимо.

[identity profile] mi5ter-fi5ter.livejournal.com 2014-12-17 09:42 pm (UTC)(link)
поступи он по другому, было бы еще хуже, Ельцин не негодяй, это вы зря, скрепы и смыслы раньше бы начались...

[identity profile] aka-author.livejournal.com 2014-12-15 10:53 pm (UTC)(link)
У меня вопрос, только не подумайте, пожалуйста, что я пытаюсь поспорить или подколоть. Я его совершенно серьезно задаю.

Каким образом Вы принимаете решение считать такого-то и такого-то негодяем либо моральным слепцом? Каким образом Вы приобретаете уверенность в том, что сделанное Вами суждение верно? И нужна ли Вам эта уверенность? Опираетесь ли Вы на какое-то рассуждение, которое можно повторить, проверить и перепроверить, как математическую выкладку, или на некое внутреннее чувство?

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-12-16 04:15 am (UTC)(link)
На чувство, скорее. В контексте нашей темы (знакомые-друзья) довольно надежное.

Когда же речь идет не о друзьях, а о публичных фигурах, то скорее на теорию, довольно ортодоксальную.

[identity profile] aka-author.livejournal.com 2014-12-16 04:45 am (UTC)(link)
ясно, спасибо

[identity profile] m1kozhemyakin.livejournal.com 2014-12-15 10:53 pm (UTC)(link)
Очень актуальный для наших невеселых и подлых времен рассказ.
У меня, к сожалению, френд-лента все больше напоминает шеренгу гренадер, по которой капитально лупануло картечью :(
Хотя среди настоящих друзей (по эту сторону виртуальной реальности), кажется, убыл только один. К счастью.

[identity profile] kstoor.livejournal.com 2014-12-15 11:38 pm (UTC)(link)
У меня, кажется, выкосило вообще весь круг более-менее регулярного вреального общения (в круге с онлайн контактом процентов 25 осталось, вполне приличный показатель). Но он и формировался не из высоких соображений, а как-то сам собой. Жалею, конечно, но раньше надо было думать, лет этак на 30-40. А где ж ума взять, коли нету.

И все равно, как вижу что-нибудь такое, так ножом по сердцу (и блевануть охота, пардон май френч).

[identity profile] saint-daemon.livejournal.com 2014-12-16 06:52 am (UTC)(link)
Я спокойно уживаюсь с людьми, которых политика просто не интересует, и они это признают. А вот те, кто в теме не шарит, но будет с пеной у рта доказывать какую-нибудь чушь про необходимость "стабильности" и происки госдепа, действительно как-то быстро выпадают из круга общения. Правда, с ними можно продолжать сталкиваться через третьих людей, с которыми ты встречаешься, а они приходят вместе с этими вот.

[identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com 2014-12-16 08:15 am (UTC)(link)
немолодые родственники, которые поддерживали войну в Грузии и тогда меня спрашивали прямо, а нельзя под шумок и Крым занять. И даже самые трезвые и антипутинские среди моих родственников настроены антиукраински.
И я поругался со своим любимым соавтором из-за украинских событий. (хотя вроде сейчас он простил меня, но все еще считает, что Украина виновата во всем)
И честно говоря, для меня главный вопрос, какое было бы мое мнение, если бы я не был вовлечен в киевскую жизнь из-за супруги. Может быть ,не стал бы разбираться и занял бы позицию властей, как было с Грузией.

PS
Среди близких друзей одно разочарование есть, но оно ожидаемо, если подумать (давний консерватизм). Но в целом все проукраински настроены. Вот бывшие одно группники антиукраински настроены, физфак в этом плане всегда был плох.

Edited 2014-12-16 08:20 (UTC)

[identity profile] kislin.livejournal.com 2014-12-16 03:29 pm (UTC)(link)
Мне представляется, что выражения вроде "колорад Бугаев" способствуют увеличению энтропии и являются без нужды оскорбительными.

[identity profile] geish-a.livejournal.com 2014-12-16 09:07 pm (UTC)(link)
Мне не пришлось на украинском вопросе расстаться ни с одним из близких и даже средне-близких людей. А у меня их немало (о которых я могу сказать, что они близкие). Именно потому что много лет очень стараюсь не подавать руки кому не надо. Вот и собираю теперь эмоциональные дивиденды.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2014-12-16 09:21 pm (UTC)(link)
Вот-вот!