taki_net: (gagarin)
taki_net ([personal profile] taki_net) wrote2015-02-08 03:47 pm

Другой Боинг

1 сентября 1983 года крупнейший в мире (на тот момент) авиалайнер Боинг-747 Южнокорейской авиакомании из-за навигационной ошибки влетел в воздушное пространство СССР над Сахалином, был атакован советским перехватчиком Су-15 и упал в море. На борту погибли все 269 человек.

В первых советских сообщениях отрицался сам факт атаки, в дальнейшем последовательно были выдвинуты версии, что атаке подвергся американский военный самолет (радиоразведываетльный), а затем - что пассажирский Боинг был принят за американский разведываетльный самолет ввиду их (мифического) сходства силуэтов и того, что Боинг "шел с выключенными навигационными огнями и не подавал радиосигналы опознания". В итоге советская дипломатия загнала себя в позорную ловушку, так как США перехватили и записали радиопереговоры пилота Су-15 с наземным командованием, и эта запись подтвердила. что пилот отчетливо наблюдал и навигационные огни, и освещение салона через иллюминаторы, и доложил об этом на КП.

Просоветские авторы как в России, так и за рубежом муссировали различные версии, призванные доказать злонамеренный характер полета рейса KAL-007. Многие умозрительные аргументы в ее поддержку опирались на утрату "черных ящиков", которые могли бы подтвердить или опровергнуть, знал ли экипаж об отклонении от курса. "Черные ящики" были похищены советскими военными и были переданы компетентным авиационным властям только в 1993 году; никакие конспирологические версии не подтвердились. В любом случае, почти никакие из этих версий не снимали вины с СССР за умышленное убийство пассажиров авиалайнера, не представлявшего никакой угрозы для советских людей.

Именно в это время разворачивался последний эпизод Холодной войны, в ходе которого СССР, постепенно проигрывая ресурсно-экономическое соревнование, попытался переломить в свою пользу военное соотношение сил. В то время как средства доставки ЯО, способные поражать противника через океан, были урегулированы договором (на основе примерного паритета), СССР поставил на боевое дежурство ракеты средней дальности, способные поразить любую страну НАТО в Старом свете (это формально не нарушало договоры). Союз НАТО принял решение разместить ракеты средней дальности, способные поражать Европейскую часть СССР, на территории европейских стран (что, пожалуй, было более сильной угрозой СССР, чем он сам смог создать для НАТО). В ответ на это СССР развернул мощную пропагандистскую кампанию... пожалуй, тут надо уточнить: левые, пацифистские, ультралевые и т.д. круги развернули кампанию против такого размещения, апеллируя к тому, что размещение "американских ракет" делает эти страны заложниками "агрессивной американской политики". Сегодняшний антиамериканизм и левое движение в Европе - бледная тень тогдашнего; достаточно сказать, что просоветские силы набирали на выборах во многих европейских странах по 20-30 процентов голосов и неоднократно были близки к вхождению в правительство, скажем, Франции. Антиамериканская "пацифистская" активность включала не только эти силы, но и гораздо более широкие круги; хотя вся эта деятельность направлялась советской разведкой, но большинство рядовых активистов были людьми искренними и убежденными.

Сама процедура принятия окончательного решения в странах НАТО - на высоком уровне, парламентами, а то и референдумами, причем не одновременно, а последовательно в разных странах - подала Кремлю и Лубянке (напомню, что Россией правил тогда не просто выходец из спецслужб, как сейчас, а глава разведки и тайной полиции Андропов) - подала идею использовать "тактику домино". Если, сосредоточив все силы, удастся сорвать размещение в одной стране - это добавит к пацифистским и антиамериканским чувствам в следующей по графику стране еще и зависть - мы, значит, будем отдуваться за них, а они получат безопасность бесплатно, за наш счет. А если будут сорваны две страны подряд - падение ряда "домино" уже будет не остановить. В качестве страны-мишени были выбраны Нидерланды; полмиллиона пацифистов должны были съехаться со всей Европы, голосование по ракетам должно было пройти под аккомпанемент мирных, но многолюдных и непрерывных демонстраций протеста. Специалисты Краснознаменных НИИ гарантировали успех.

... Накануне США представили аудиозапись переговоров советского пилота.

Никто не приехал. Никакие 500 тысяч. Нидерланды проголосовали "за".

[identity profile] silphinae.livejournal.com 2015-02-08 02:21 pm (UTC)(link)
Я уже ответил выше. Их пренебрежение должностными обязанностями могло их привести, к примеру, в Гренландию, где бы они и сели без топлива. Там бы кто был виноват?

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2015-02-08 02:22 pm (UTC)(link)
Опять же внимательнее читайте. ЧТО загнало советскую дипломатию в лужу? Не сбивание Боинга само по себе, а - что? Читайте.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2015-02-08 02:22 pm (UTC)(link)
Скажите, какое отношение все Ваши комментарии (отчасти вполне осмысленные) имеют к моему посту, а?

[identity profile] oude-rus.livejournal.com 2015-02-08 02:23 pm (UTC)(link)
//было принято решение "валить".//

Решение было принято для спасения собственных начальничих жоп, поскольку над Камчаткой Боинг упустили таки, причем исключительно из-за распиздяйства. Начальство уже распаковывало запасы вазелина, а тут он сам нарисовался над Сахалином. Где его опять-таки почти упустили, и валили уже в международных водах.

[identity profile] silphinae.livejournal.com 2015-02-08 02:25 pm (UTC)(link)
Нет, вот с критикой ублюдочного вранья я полностью согласен. Если бы сразу сказали как есть - позору было бы намного меньше.

[identity profile] oude-rus.livejournal.com 2015-02-08 02:25 pm (UTC)(link)
Речь идет не всю про Йоропу (где Першинги к 1983му уже торчали), а про Нидерланды.

[identity profile] object.livejournal.com 2015-02-08 02:27 pm (UTC)(link)
Если идущую в два часа ночи девушку изнасилуют, должен ли суд считать смягчающим обстоятельством нахождение девушки на улице в поздний час?

[identity profile] silphinae.livejournal.com 2015-02-08 02:27 pm (UTC)(link)
For Great Justice. Извините, если что не так.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2015-02-08 02:28 pm (UTC)(link)
Весь текст про это, вообще-то. Та же бодяга с донецким Боингом - не врали бы - не огребли бы.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2015-02-08 02:29 pm (UTC)(link)
Ладно.

[identity profile] oude-rus.livejournal.com 2015-02-08 02:34 pm (UTC)(link)
Бог с ними, с Нидерландами, давайте я лучше добавлю пару деталей к вашему тексту.

Решение о рассекречивании перехватов переговоров военных с американской базы в Японии (которое и прокрутили в СБ ОНН 7 сент 1983) принималось лично Рейганом при бешеном сопротивлении американской разведки. Последние оказались по своему правы, поскольку советы, узнав о американских возможностях, сменили всю систему радиопереговоров, сведя эффективность разведки почти к нулю.

Рейган же принимал решение исключительно из соображений "будем валить СССР по-взрослому любой ценой".

[identity profile] void-am.livejournal.com 2015-02-08 02:40 pm (UTC)(link)
Нидерланды тоже член НАТО, об эффекте домино написано.

Размещение томагавков рассматривались без отрыва от Першингов - они тоже дырявили советское ПВО/ПРО. Борьба с ними началась задолго до даты размещения Першингов - еще с конца 70-х (у меня дома вырезки Крыльев Родины, мог оценить).

[identity profile] oude-rus.livejournal.com 2015-02-08 02:41 pm (UTC)(link)
по последнему предложению интересно: а что было говорить-то? пригнали в Украину комплекс ПВО, целили по украм, но промахнулись, извЕните?

[identity profile] void-am.livejournal.com 2015-02-08 02:41 pm (UTC)(link)
Я в курсе.

[identity profile] void-am.livejournal.com 2015-02-08 02:43 pm (UTC)(link)
В Кефлавике (если вы знаете, что там за аэродром) заблудившиеся самолеты вполне себе садили.

[identity profile] idelsong.livejournal.com 2015-02-08 02:43 pm (UTC)(link)
Вопрос не "почему сбили?" а "как вели себя потом?".
http://idelsong.livejournal.com/109544.html

[identity profile] silphinae.livejournal.com 2015-02-08 02:44 pm (UTC)(link)
Корейцы тоже не над пустой тундрой летели.

[identity profile] oude-rus.livejournal.com 2015-02-08 02:46 pm (UTC)(link)
Так все остальные пять стран УЖЕ приняли решение о размещении -- откуда было взяться эффекту домино?

За Крылья Родины спасибо, хотя я предпочитаю пользовать местную прессу. Еще можно вспомнить статью в Литературке To be or NATO be, откуда я впервые узнал о существовании страны "Нидерланды".

[identity profile] roman-kr.livejournal.com 2015-02-08 02:48 pm (UTC)(link)
История часто движется по кругу (c)

[identity profile] olga-smir.livejournal.com 2015-02-08 02:51 pm (UTC)(link)
ок, поняла,с пасибо.

[identity profile] olga-smir.livejournal.com 2015-02-08 02:53 pm (UTC)(link)
ок, поняла мысль. слушайте, а разве это не во всех гос-х так, ну просто это общее св-во государственности так сказать вообще? как Вы понимаете, ни разу не в оправдание, так что не надо только пжлста в смысле что у вас негров линчуют, я вовсе не к этому.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2015-02-08 02:53 pm (UTC)(link)
Примерно так, да.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2015-02-08 02:53 pm (UTC)(link)
Да, это главное.

[identity profile] ksyuhin-i-ya.livejournal.com 2015-02-08 02:56 pm (UTC)(link)
это как разница со старушкой попытавшейся украсть масло в России и мужиком пытавшемся украсть детское питание в Америке.

[identity profile] ksyuhin-i-ya.livejournal.com 2015-02-08 02:58 pm (UTC)(link)
ну там возникал вопрос откуда взялось такое оружие.

Page 2 of 6