Как я написал в предыдущем постинге, с некоторого момента судьбы Левши и британского полшкипера начали очень различаться.
Но так вышло, что мне довелось одним глазком глянуть на проблему со стороны полшкипера. Со стороны тех, кому государство сочло нужным оплатить из своего кармана стартовые условия в будущем... равном для всех... соревновании.
Дело было так. В СССР, кто может забыл, курс обмена рубля на валюты был (около 60 копеек за доллар), а вот самого обмена не было. А к тем, кто все-таки пытался воспользоваться обменом, применяли, по удачному выражению Н.И.Бухарина, "все меры пролетарского принуждения, начиная от расстрела". Но, поскольку - такая незадача, рублей не принимали за рубежами СССР (на и вывозить их тоже было запрещено законом, кроме, кажется 30 рублей на рыло), то тем, кому СССР разрешал выезд за границу - балеринам, журналистам в погонах и в штатском, редчайшим индивидуальным посетителям родственников за границей - производили обмен 200 рублей на доллары (если человек ехал в капстрану). По курсу. 200 рублей на 318 долларов.
Так получилось, что за 90-91 год мы с женой съездили за границу трижды - в Израиль и два раза во Францию. Трижды советское государство "продало" нам валюту - первый раз именно по вышеназванному курсу, второй - по "специальному" (один доллар вдесятеро дороже официала, т.е. 6 руб. 20 коп. за доллар) и в третий раз, уже после ГКЧП - по специальному курсу, не деньгами, а дрожными чеками Внешторгбанка СССР, и всего 200 долларов на рыло.
Кстати, не все помнят, что один из первых декретов ГКЧП был сугубо рыночный - об отмене "специального курса" и обмена валюты по открытому на выезд паспорту. В самом деле, зачем - при наличии уже легального обмена всем желающим и ненаказуемого черного рынка? Но победившие демократы восстановили обмен по 6.20 - правда, всего 200 долларов.
Мы не купили на эти деньги, подаренные нам государством, ни пароходств, ни телекомпаний, ни Норильского Никеля. Мы купили - компьютер. Я помню его до сих пор, и знаю, у кого он сейчас пашет - после череды апгрейдов, конечно:
PC AT-286, 1 MB RAM, 40 MB HDD, 1,2 MB 5,25" FDD, MonoVGA 14".
Стоил 1060 долларов, плюс две пачки Мальборо белорусскому таможеннику (мы уезжали из СССР, а возвращались уже через Беларусь).
Той зимой - самой темной и холодной зимой на памяти нашего поколения - у нас была подработка (из-за которой мы не спали по несколько суток подряд). То есть, кроме работы, у нас был кусок хлеба. Всегда, каждый день. Государство нас не обидело при дележе своих активов. Спасибо ему, так сказать.