January 2019

M T W T F S S
 123456
78 910111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

За стиль благодарить

Развернуть метки

No cut tags
Wednesday, April 8th, 2015 01:59 pm
Поскольку даже бесплатная часть выкладки "Ведомостей" делается все менее доступной, копирую сюда этот образцовый текст.
http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/04/08/zabudte-pro-84-noe-bolshinstvo

Политолог Александр Шмелев о том, что важно лишь число тех, кто готов тратить время, средства и силы ради будущего страны

Главный успех отечественной госпропаганды последних лет – это не мифы о «России, вставшей с колен», «фашистском перевороте в Киеве» или «ополченцах, спасающих русский язык», но легенда о существовании политически значимого «84%-ного большинства», якобы поддерживающего действующую власть, агрессию против Украины, запретительные законы, конфронтацию с Западом и т. д. В отличие от других мифов, в этот поверила не только традиционно доверчивая телеаудитория, но и многие критически настроенные и умеющие отделять зерна от плевел граждане. А поверив, опустили руки: как противостоять такой массе народа? Есть ли смысл бороться за перемены, если нашим согражданам настолько нравится статус-кво? Абсолютное большинство деморализует абсолютно. Неудивительно, что настроения среди проевропейски настроенных граждан России в последнее время крайне пессимистичны и депрессивны.
Однако реальных оснований для депрессии нет. Никакого «84%-ного большинства» как политического субъекта в России не существует. Единственное, в чем это большинство проявляется, – в ответах на вопросы соцслужб. На выборах 2014 г. ни в одном из регионов мы не видели толп, радостно ломившихся на участки, чтобы выразить поддержку действующей власти. С начала «русской весны» на улицах наших городов не состоялось ни одного многолюдного добровольного митинга, шествия, демонстрации в поддержку Путина или «Новороссии». Все мероприятия подобного рода собирали мизерное число участников или организовывались с помощью административного ресурса и денежных вознаграждений. При этом проходившие в Москве «марши мира» оказывались гораздо более многолюдными и не наталкивались ни на какую агрессию со стороны жителей города. А маленькие группки людей, пытавшиеся их сорвать, выглядели довольно комично как раз из-за своей маргинальности.
Это не значит, что социологи нас обманывают. Просто политика и общественная жизнь по-настоящему интересуют лишь очень небольшую долю граждан. Даже в самые судьбоносные моменты истории. Так, во время Великой Отечественной войны лишь 1–2% жителей оккупированных территорий шли в партизаны, еще менее 1% позже подверглись репрессиям за коллаборационизм, а остальные просто пытались выжить, будучи готовыми к любому исходу военных действий. Примерно та же ситуация сейчас в Донбассе. В 1917 г. судьба 300-летней монархии была решена усилиями мизерного процента жителей Петрограда. То же и в 1991-м, когда ГКЧП спасовал перед примерно 0,05% граждан СССР, вышедших к Белому дому. Это свидетельствует не о беспринципности подавляющего большинства людей, но лишь о том, что политика и вопросы госустройства для них не вопросы первоочередной важности: «как будет, так будет».
Конечно, распределение симпатий среди всех граждан играет важную роль, если будущее страны определяется через победу тех или иных сил на конкурентных выборах. Но в нашем случае речь об этом давно не идет: конкурентные выборы – не реальность, а одно из главных требований «активного меньшинства». Соответственно, единственные цифры, которые сейчас имеют значение, – это число тех, кто готов, как минимум, тратить свое время, средства и силы, чтобы повлиять на будущее страны. А как максимум – рисковать свободой и даже жизнью.
Здесь начинается по-настоящему важная социология. Число активных сторонников демократических реформ и европейских ценностей, готовых выйти на улицу, остается более или менее неизменным с 2011 г. и составляет примерно 100 000 человек в Москве плюс еще по несколько тысяч в других крупных городах (в Санкт-Петербурге – около 10 000, в остальных миллионниках – меньше).
«Национал-патриотический» актив – те, кто выходит на митинги «за Новороссию», собирает деньги и вещи для «ополчения» или, наконец, непосредственно отправляется воевать в Донбасс, – поддается подсчету чуть труднее. На глаз его можно оценить в несколько десятков тысяч граждан (около 10 000 непосредственных участников боевых действий плюс организаторы палаток «Помощь Донбассу», часть активистов движений НОД, SERB и т. п.).
Третий кластер – другие сплоченные социальные группы, пока не принимающие активного участия в общественно-политической жизни, но потенциально способные сыграть в ней важную роль (например, футбольные ультрас).
Четвертый – сторонники сохранения статус-кво по долгу службы: разнообразные чиновники, муниципальные служащие, руководители бюджетных организаций и т. д. Как правило, представители этой группы не сильно отличаются от пассивного большинства и спокойно переходят на службу к любой новой власти. Однако наиболее замазанные из них, вероятно, готовы к активным действиям в поддержку действующего режима. Впрочем, вряд ли их число достаточно велико для того, чтобы они могли сыграть какую-то роль.
Пятый – силовики. В первую очередь, 40 000 бойцов ОМОНа (это число с 2012 г. выросло в 2 раза: власть понимает важность «социологии активного меньшинства» и не тешит себя результатами общенародных опросов). Плюс 182 000 служащих внутренних войск, засекреченное число сотрудников ФСБ, стоящие немного особняком «кадыровцы» (около 4000 человек) и т. д.
Наконец, шестой – армия, которая традиционно в России не вмешивается в политику, но когда-то может эту традицию нарушить.
При сохранении нынешнего вектора путь, по которому пойдет Россия, будет определяться исключительно этими группами. То есть численностью двух первых групп (она может быстро меняться – так, в 2011 г. число постоянных участников демократических протестов одномоментно выросло более чем в 10 раз). Пределами лояльности пятой и шестой групп. Позицией третьей группы.
При этом процент пассивной поддержки власти может быть любым. Все равно в недемократической системе он ни на что не влияет. В условиях тотального доминирования на ТВ единой информационной линии цифры соцопросов – это не более чем результаты ЕГЭ на тему «хорошо ли вы помните содержание телепередач».
Wednesday, April 8th, 2015 11:02 am (UTC)
Да, я тоже порадовался, очень хорошо, пойду проверю, лайкнул ли я.
(deleted comment)
Wednesday, April 8th, 2015 11:44 am (UTC)
Где у Шмелева утверждение, что 100 или не 100 процентов чему-то радуются? Вы вообще ничего не поняли или Вы бот?

Вопрос риторический, по профилю видно, что бот.
Wednesday, April 8th, 2015 11:32 am (UTC)
Третий кластер, как показал опыт АП, стоит недорого.
Wednesday, April 8th, 2015 11:35 am (UTC)
Извините, но для меня Россия будет страной 146% 84% до тех пор, пока не докажет обратное. Докажет, а не заявит.

Пока же я наблюдаю нечто, что выглядит, как 84%, ведет себя, как 84%, и лает, как 84%.
Wednesday, April 8th, 2015 11:46 am (UTC)
Видите ли, при наличии некоторых исключений (ВПС, например), россиян в первую очередь интересует будущее российской власти и общества, а в третью - судьба Украины и мнение украинцев.

Это довольно естественно. Ваши чувства по этому поводу тоже естественны, конечно.
Wednesday, April 8th, 2015 11:57 am (UTC)
Ну, если судьба убиваемых россиянами украинцев - дело третье, то удивительно, что кто-то вообще сомневается в достоверности 84%...
Wednesday, April 8th, 2015 12:25 pm (UTC)
так уж устроены эти двуногие, черт их дери. Гвоздь в собственном ботинке ранит человека больше, чем гибель целого города, если только этот город достаточно далеко. Исключения бывают, но редко. Удивительная особенность россиян в том, что на месте гвоздя у них не то, что у всех нормальных людей, а какуюстранупотеряли, дедывоевали, азатогагарин и прочие тому подобные штуковины.
Wednesday, April 8th, 2015 12:38 pm (UTC)
Давайте внесем ясность: в сколько-то массовом порядке рассчитывать на благородство обывателей - невозможно. А вот на то, что они, действуя в своих шкурных интересах, подыграют вам - это возможно.
Wednesday, April 8th, 2015 12:45 pm (UTC)
Мне-то это ясно и без дополнительных разъяснений. Не говорю о "благородстве", но долю здравомыслящих в России оценю максимум в 16%. Тут у нас полный консенсус.
Wednesday, April 8th, 2015 12:08 pm (UTC)
Гм, я думал, россиян в первую очередь интересует собственное будущее, в какую-нибудь десятую очередь — будущее российской власти и общества и в какую-нибудь фигзнаеткакую — судьба Украины и мнение украинцев...
Wednesday, April 8th, 2015 12:18 pm (UTC)
На собственное будущее россиянам не просто начихать, а меганачихать. Скажем, я ни разу ни видел и не слышал, чтобы они его обсуждали.
Wednesday, April 8th, 2015 12:22 pm (UTC)
Серьезно? Что завтра кушать, куда ребенка в школу устроить, какую работу искать, как отпуск проводить — так-таки меганачхать?
Wednesday, April 8th, 2015 12:34 pm (UTC)
Разумеется, тут речь о политическом будущем, а не о, comment dire, бытовом. На политическое, пожалуй, действительно большинству начихать. Даже "неравнодушным" наподобие в.п.с., т.к. лично я занимаю фаталистическую позицию. (точнее - уповаю на Бога, но атеист тут различия не увидит:)
Wednesday, April 8th, 2015 12:37 pm (UTC)
Не то что бы они, как зомби в фильме The walking dead, вообще об этом не задумывались, а просто бежали на шум и тепло, но они уверены, что это все как-то устроится, уладится само собой. Ну, вот, может быть, я в какую-то неправильную сторону смотрю, но я до сих пор не видел ни в реале, ни в сети ни одного россиянина, который всерьез был бы напуган перспективой потерять работу, а потом долго ее на найти. Я постоянно вижу и слышу, как люди обсуждают украли мы Крым, или это был подарочек на день рождения, но не вижу, чтобы кто-нибудь всерьез обсуждал рост цен на продукты. Никто не говорит: "Какой кошмар, что ж мы осенью жрать-то будем?! Картошку по цене черной икры?", но повсюду: крым, брым, трым, дрым, путин, утин, шмутин, обама, барабама. Как будто их всех министр Никифоров в компьютере эмулирует.
Wednesday, April 8th, 2015 04:59 pm (UTC)
/* Что завтра кушать, куда ребенка в школу устроить, какую работу искать, как отпуск проводить ... */
Это не будущее. Это настоящее.
А личное будущее (хотя бы года на 3) в России планировать и обсуждать бесполезно. Начиная с самого элементарного: сколько денег будет лично Вам доступно (в России) через пару лет...
Edited 2015-04-08 05:01 pm (UTC)
Wednesday, April 8th, 2015 07:48 pm (UTC)
Хммм. Спросите у любого россиянина, на что он будет жить на пенсии.

Впрочем, с украинцами результатат будет тот же :( Горизонт планирования выродился в точку.
Wednesday, April 8th, 2015 01:43 pm (UTC)
//россиян в первую очередь интересует будущее российской власти и общества, а в третью - судьба Украины и мнение украинцев.//

Гм, а у меня сложилось впечатление, что большинство россиян в первую очередь интересует судьба Украины (Омереги, Гейропы и далее по списку). А будущее российской власти и общества их вообще не интересует.
Wednesday, April 8th, 2015 08:52 pm (UTC)
Очень вероятно, что судьба Украины, Омериги и Гейропы россиян интересует примерно так же, как когда-то интересовала судьба Луиса Альберто, Хосе Игнасио или рабыни Изауры. И так же, как продолжает интересовать судьба всяких зенитов и спартаков. Казалось бы, какая разница, куда какие дядьки мячик закатят. А ведь смотрят их люди по телику, говорят про них, читают и даже иногда дерутся.
Thursday, April 9th, 2015 04:43 am (UTC)
Разница заключается в том, что зениты и спартаки в худшем случае бьют морды друг другу, а всякой омереге грозатся превращением в радиоактивный пепел.
Разница достаточно серьезная, чтобы ее не замечать.
Thursday, April 9th, 2015 05:06 am (UTC)
1) Особенности жанра? (Странно было бы угрожать набить морду Омериге - это какие-то Олимпийские игры получаются).

2) Я не знаю, какая часть говорящих что-то про радиоактивный пепел желает (не боится) войны вообще и ядерной войны в частности и готова променять покой мирной жизни на романтику/ужасы войны. Подозреваю, что очень небольшая. Как проверить, не знаю.
Wednesday, April 8th, 2015 12:49 pm (UTC)
О, опередили.