taki_net: (gagarin)
taki_net ([personal profile] taki_net) wrote2015-08-23 03:10 pm

Про качественные совецкие продукты, по ГОСТу

1. Во-первых, имейте в виду, что собеседник, говорящий о том, что продукты в СССР были "качественнее и натуральнее", или дурак по жизни, или тролль.

2. На этом можно было бы закончить, но если тему почему-либо приходится обсуждать (не вижу зачем, но), то задайте сначала простой вопрос: согласен ли собеседник, что в СССР был КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ дефицит продуктов, что потребление мяса-молока-овощей-фруктов было ниже и иностранных показателей, и совестких "научно обоснованных" норм? Если нет, то прекращайте разговор, если да, то вопрос:

- Вы вправду считаете, что советские руководители, зная о нехватке (абсолютной, количественной) продуктов, запрещали себе и подчиненным увеличить их выпуск, накормить еще несколько миллионов человек путем добавления суррогатов? Правда-правда? Это люди, которые пережили (многие) ВОВ, которые или кормли народ, или ели сами в Москве хлеб с керосином (материал для смазывания форм на хлебозаводах на нефтяной основе), или пищевой концентрат на основе гидролизата березовых опилок в Ленинграде в блокаду - и у меня, антисоветчика, рука не поднимается их осудить.

А вы, совкодрочеры, стало быть, губки надуваете, ах, не верю, что в стране, где мясопродуктов не хватает на всех, руководители прикажут разбавить имеющуюся колбасу белковым концентратом (из сои и животных субродуктов) и эмульгаторами? Кто из нас больше ненавидит руководителей СССР, а?

3. По личному опыту (я прожил в СССР 34 года, география - Украина, Подмосковье, Москва, поездки везде). Качество мясных и молочных продуктов в МОСКВЕ (важно!) было хуже качества продуктов нынешней средней ценовой группы, примерно соответствовало современным дешевым, но не самым дешевым (примерно 2-3 из 10 ценовой группе снизу). В РОССИЙСКОЙ провинции это качество было на уровне самых плохих и дешевых современных (1 ценовая группа) или еще хуже. В республиках было по-разному, но, в общем, заметно лучше (на уровне современной 4 группы) было только в Прибалтике.

4. Овощи и фрукты того качества, что продавались в СССР (в Москве) в магазинах, сейчас не доходят до прилавка и бракуются на овощебазе. Овощи и фрукты на рынке стоили от 3 до 5-10 магазинных цен (скажем, картофель сравнимого с современным качества - 1/200 - 1/300 средней зарплаты; это как если бы он стоил сейчас 100 рублей. Хоть сколько-то терпимое качество имели импортные (из стран-колоний СССР) фрукты, цена их была астрономической - скажем, яблоки в магазине стоили 1/100 зарплаты, и были только одного сорта - Джонатан.

5. Кондитерские изделия были на порядок хуже, чем сейчас, не говоря уже о вдесятеро худшем ассортименте. Хлеб массовых сортов, по крайней в мере в Москве - плюс-минус такой же, но ничего подобного современным (дорогим) высококачественным сортам в продаже не было. Чай, кофе - сейчас просто не стали бы пить, такая это была бурда.

6. Подделки и брак встречались не реже, чем сейчас.

[identity profile] olga-smir.livejournal.com 2015-08-23 12:28 pm (UTC)(link)
А почему так, что в Прибалтике было лучше (часто тоже читаю). Не только с продуктами, а и вообще как бы.

[identity profile] ruhes.livejournal.com 2015-08-23 12:32 pm (UTC)(link)
Хлеб массовых сортов, по крайней в мере в Москве - плюс-минус такой же,
Просто начиная с середины 70-х,хлеб производился из канадской(американской)пшеницы.А до этого периода этот продукт был обычным советским гавном.

[identity profile] inconceivable2.livejournal.com 2015-08-23 12:46 pm (UTC)(link)
Кондитеские были редкое г, кстати. У нас в Вологде только к концу девяностых (!) местный хлебокомбинат научился, наконец, делать съедобные торты, и то потому, что поднявшиеся производители в соседних городах и областях начали бодро отъедать у него рынок.

[identity profile] cross-join.livejournal.com 2015-08-23 01:18 pm (UTC)(link)
По-моему, можно говорить только о качестве некоторых продуктов. Например, ленинградские хлеб и булка в 1970-80-е были субьективно лучше. Но к хлебу вообще было особое отношение. В массе, конечно, на прилавках лежало непотребство, вроде колбасы "собачья радость". Видимо, воспоминания очень выборочные.
Да, мороженое было по 100 грамм, а не по 60-80, как сейчас. Это, считаю, серьезная потеря.
И еще про@рали бренды кофе из машин: "одинарный" (эспрессо), "большой" (лонг или алонже), "двойной" (дубль) и "двойной большой" (дубль алонже).

один продукт

[identity profile] a-shen.livejournal.com 2015-08-23 01:26 pm (UTC)(link)
тем не менее в советское время был в среднем более высокого качества (то, что было сравнительно доступно, сейчас сложно найти или иногда совсем дорого) - бородинский хлеб...

Уй, а можно я расскажу про сосиски?)))

[identity profile] velta-1.livejournal.com 2015-08-23 02:28 pm (UTC)(link)
Я просто уже где-то давно пару раз рассказывала - но очень впечатлила история.

У меня был друг. проживал в коммуналке типа Воронья Слободка. И вот повезло ему в буфете с наценкой сосисок оторвать. И он пригласил меня в гости на деликатес.
Деликатес погрузили в кастрюлю, довели до кипения и оставили погреться. Плита, натурально, на коммунальной кухне.
И мы в комнате ля-ля - короче забыли про сосиски. Вспомнили где-то через полчаса примерно, и помчались на кухню.
Кастрюля на месте. Вода на месте. Кипит. В ней какие-то небольшие серые ошметки. А сосиски - йок.
Ах ты ж, мать-перемать! - вскричал хозяин. Это ж какая сволочь соседская сосиски потырила? Баба Маша, что ли? Или алкаш, что напротив? Поймаю с сосиской в зубах - убью нах!

Но напраслину он на соседей возводил, как выяснилось. Еще через полчасика вода остыла, и сосиски... обозначились. В виде серого такого... то ли киселя, то ли студня. Полная кастрюля.
А нефиг было их полчаса варить!

[identity profile] ludmilapsyholog.livejournal.com 2015-08-23 02:43 pm (UTC)(link)
Мне один друг рассказывал, что работал в студенческое время на мясокомбинате.Середина 80-х где-то. И вот когда утром приходила смена и включала мясорубки, на весь цех стоял визг - там крыс набиралось за ночь. Ну, и шли туда же, в дело. Он говорит, потом лет десять не мог колбасу видеть.

[identity profile] caballo-marino.livejournal.com 2015-08-23 02:46 pm (UTC)(link)
Кажется, про чай и кофе даже самый упертый любитель совка спорить не станет? Как вспомню, так вздрогну.

[identity profile] quichenotte.livejournal.com 2015-08-23 04:13 pm (UTC)(link)
Трудно сказать, что Вы неправы. :) Скорее в этом рассказе есть очень большая доля истины. Но.

В Европах продается огромное количество ветчины в пластиковых пакетах. Она на вид аппетитная, пахнет хорошо, но невкусная и странной текстуры. Потому что, в массовом производстве, ветчину делают, измельчая мясо среднего качества, добавляя туда разных ингредиентов, в результате чего получается некая паста, которую наливают в формы и получают, с позволения сказать, ветчину.

Так вот. Если купить ветчины, вареной на кости, не в отделе самообслуживания, сразу узнаю вкус ветчины моего ленинградского детства. То есть я как раз предполагаю, что некоторых продуктов было до смешного мало, но они были качественными. Самое смешное в этой истории то, что ветчина на кости на развес обходится дешевле за килограмм, чем в застывшая мешанина в пластике.

Хлеб в Ленинграде был отличный (1965-1989, потом просто не знаю)

[identity profile] jozhin.livejournal.com 2015-08-23 04:42 pm (UTC)(link)
Вспомнились статьи из литературки 80ых - "знает кошка" (про колбасу, которую кошки не ели) и пр. И район мясокомбината в Харькове - жуткий запах чувствовался в автобусе, проезжавшем в пределах видимости здания комбината. Или студенческое развлечение - мы пытались уболтать раздатчицу в столовой съесть их же котлету за деньги (трешку, что ли предлагали)
Уже в иммиграции кто-то привез советских времен водку, коньяк и сигареты, причем сигареты были - лицензионное марльборо и молдавский флуераш, то, что в СССР было крайне сложно достать и по отношению к зарплате стоило весьма много. Сигареты было забавно курить в публичных местах - народ откровенно косился на жутковатый запах (существовала даже городская легенда про иммигранта, арестованного наивным полицейским за курение марихуаны), коньяк и водка были совершенно кошмарные, но молодость и здоровье победили, сейчас бы я такое вылил.
Кстати, по ощущениям, даже в России середины 2000ых часть продуктов была ощутимо хуже израильских просто на вкус (свежее мясо, например, изрядная часть молочных продуктов), тоже касается и пива, причем в барах столкнулся с давном забытым вкусом свежеразбавленного пива.

[identity profile] mona-silan.livejournal.com 2015-08-23 06:08 pm (UTC)(link)
Да, как вспомню это зимнее порошковое молоко... Ну какая же гадость была.

[identity profile] ermenegilda.livejournal.com 2015-08-23 07:43 pm (UTC)(link)
А деды этих руководителей ели пушной хлеб (с мякиной, вызывающий внутренние кровотечения и просто лебеду). Читайте "Юдоль" Лескова - так жило сто лет назад почти все человечество. И сейчас так живут миллиарды. "Для крестьянина дожить до 50 - все равно что 50 раз подряд в казино выиграть"(С).

[identity profile] alexey-pl.livejournal.com 2015-08-23 08:32 pm (UTC)(link)
Вот нашел свой старый комментарий, чуть-чуть не в тему, но:
http://nataly-hill.livejournal.com/491766.html?thread=5409270#t5409270
(и прошу прощения за опечатки)

[identity profile] kendwell.livejournal.com 2015-08-24 09:52 am (UTC)(link)
Как родившийся в 78 году застал советские магазины только конца 80х, самое тяжелое впечатление оставили овощные :) Даже помню задания родителей - возьми два кило картошки. Если будет нормальная, можно 4. Если вдруг завезли хорошей - бери сколько сможешь, или даже сбегай пару раз :)
Изобилие было разве что рыбных консервов. Килька с горохом и овощами, сом в томате, лещ... Сейчас с едой несравнимо лучше, просто вот детям даже не объяснить, насколько лучше.
Отдельная история - то, что приносила домой бабушка пока работала кассиром в столовой на Грановского (столовая Совмина?) или например отличные кондитерские изделия из ресторана "Архангельское", ныне почившего, которые реализовывались через расположенный рядом павильончик с надписью "Кафе Минутка".
Помню, что в какой-то момент появились замороженные картофельные котлеты и я обожал их :) Иногда даже в школе на завтрак их давали. И если я дежурил по столовой на конвеере для грязной посуды, я иногда доедал чужие котлеты (нетронутые, конечно)...

[identity profile] gena-t.livejournal.com 2015-08-24 10:01 am (UTC)(link)
А если не секрет, в чем смысл всех этих обсуждений? Социализм в России кончился уже довольно давно, вроде бы никаких предпосылок к его восстановлению нет, а вот поди ж ты.

И ведь это не случайность похоже. Вот и на Украине тоже, свергли Януковича и почти первым делом запретили коммунистов. Вот какое отношение коммунисты имеют к Януковичу? Или и в самом деле есть риск реставрации?