January 2019

M T W T F S S
 123456
78 910111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

За стиль благодарить

Развернуть метки

No cut tags
Tuesday, January 19th, 2016 02:06 pm
Сталинистский "социализм" в СССР и других "соцстранах" поставил довольно уникальный эксперимент, и результат его дает убедительный ответ на дискуссионный вопрос. Проще всего описать ситуацию на примере самой "социалистической" на сегодня страны в мире, КНДР.

По сообщениям А.Ланькова и других исследователей Кореи, в КНДР подавляющее большинство мелких предпринимателей (разумеется, на 100 процентов нелегальных) - женщины. Ситуация, когда женщина имеет существенно более высокий доход и содержит семью - является скорее типичной.

Разумеется, это можно объяснить тем, что репрессивная машина КНДР еще более жестока к мужчинам, чем к женщинам. ОК. Рассмотрим ситуацию, в которой репрессия является абсолютной, а кроме репрессий - включаются силы природы: эмиграцию на Юг, в Республику Корея. Легально такая эмиграция невозможна, как и эмиграция почти в любую страну. Существует ровно один тип полулегальной эмиграции - в КНР. Некоторые северокорейцы (почти сплошь женщины) могут получить пропуск на кратковременный переход границы (за взятку, огромную по масштабам местных доходов, но в долларах очень умеренную). Гораздо больше количество мужчин и женщин переходят реку Ялу вброд и оседают в КНР совсем нелегально. Это почти не преследуется, даже при поимке с поличным светит незначительный по сталинским стандартам срок, а не расстрел. Все эти люди работают в КНР за гроши (астрономические по стандартам КНДР), а также занимаются приграничной контрабандной торговлей (от сигарет до мобил и видеоплееров).

Почему же власти КНДР смотрят на эту эмиграцию сквозь пальцы? Дело в том, что у эмигрантов нет паспортов, и они никуда не могут уехать из КНР, а главное - никак не могут попасть на Юг. Посольство РК в Пекине окружено тройным кордоном полицейских, которые хватают всякого, кто выглядит как кореец (ага, это для нас корейцы и китайцы на одно лицо...) Но КНР - страна криминального капитализма, и где есть рыночный запрос - там есть рыночный ответ. Люди покупают паспорт - а чаще покупают "полный пакет", включающий паспорт (годный, чтобы сесть на самолет, но не для иммиграции) и проводника по одному из маршрутов, заканчивающимся в столице, в которой есть посольство РК, не окруженное кордоном полиции (или окруженное кордоном, но из продажных полицейских). Самый дорогой вариант - качественный паспорт и билет на самолет в Австралию или другую "белую" страну. На это ни у кого нет денег, это многие тысячи долларов. Компромиссный - самолет в Ханой, взятки авиакомпании и полиции в Ханое. Самый дешевый, сотни долларов - целиком наземный, с паспортом, сделанным на ксероксе или без него, пешком, верхом и в кузове грузовиков - в Улан-Батор. При этом надо пересечь пустыню Гоби. Смертность - многие десятки процентов (есть жутковатый корейский худ.фильм про этот маршрут).

Обычно семья накапливает (бизнесом в Корее или бизнесом на границе) на отправку, одним из дешевых вариантов, ОДНОГО человека. Жены, матери и кормилицы. Если она доходит до посольства - через ннекоторое время она оказывается в Сеуле, с документами, пособиями (равными сотне зарплат в КНДР), языком - но в совершенно чужой стране. Где им непонятно ничего, от правил уличного движения до пользования телефонами. И где никому не нужны их навыки противостояния парткому и ГБ. Обычно они работают уборщицами туалетов и за полгода-год накапливают на вывоз (почему-то я уверен, что более дорогим и безопасным маршрутом) следующего члена семьи. И так далее.

Я думаю, что читатели, особенно старшего и среднего поколения - без труда вспомнят аналогии из поздних советских и первых послесоветских лет, просто в КНДР ввиду случайной причины (политики партии, более жестко удерживающей мужчин на формальном рабочем месте) эта инверсия гендерных ролей оказалась более ярко выраженной, но похожие эффекты наблюдались и в (пост)СССР.

То есть, женщины оказались и более инициативными и склонными искать щель в реальности, пусть и с болезненно-острыми краями (а мужчины, якобы, оказались склонными к "гнездованию" и "сохранению очага"), и готовыми идти на моральные и физические риски ради авантюрного результата (вопреки якобы эволюционной программе на осторожное выживание самок и расход самцов в авантюрах), и обладающими лидерскими качествами и ответственностью за других членов семьи.

Только в одном гендерные стереотипы устояли. Откройте список Форбс по России или Украине и увидите, в чем. Ну и в КНДР, стране поголовно женского бизнеса, как я понимаю, среди подпольных или полуподпольных миллионеров женщин - не больше чем в Политбюро. Примерно ноль.

То есть - женщины обладают и талантами, и смелостью, и авантюризмом, и даже могут приспособить под себя среду так, что эти качества востребованы культурой и социумом не меньше, а больше, чем традиционно от мужчин. Только одного параметра культуры сломать не удалось: для женщин эти качества не вознаграждаются. Им не положено.

ЗЫ. Кстати, эта ситуация показывает, какие огромные резервы самого важного, креативного ресурса человечества еще не вскрыты; разумеется, не только женщины, но и мужчины в громадной степени выигрывают от вскрытия этой "залежи". Именно поэтому передовые общества - это общества ПРИНУДИТЕЛЬНОГО гендерного (и расового, кстати) равенства. Пока еще недостаточного, но куда большего, чем в обществах, хватающихся за "традицию" и "биологию".

За наводку на тему большое спасибо Руслане [livejournal.com profile] progenes
Tuesday, January 19th, 2016 02:55 pm (UTC)
феминистки давно говорят, что средства надо вкладывать в женщин. тогда сразу резко становится лучше детям и общинам. потому что мужчины всё спускают на бухло и сигары.
это если не вспоминать того, что трудовые мигрантки при существенно меньших зарплатах присылают семье в родную страну на треть-половину больше денег, чем трудовые мигранты из тех же стран.