taki_net: (Default)
taki_net ([personal profile] taki_net) wrote2017-01-28 03:50 am

О Развесистой клюкве

Как говорит нам тетушка Вика, ни один из "подозреваемых" иностранцев не писал о "развесистой клюкве". По-видимому, это не часть мифа о России на Западе, а напротив - чатсь российского мифа о Западе. Первый письменный источник - фельетон Каткова, 1870-е гг., и Катков неопределенно пишет о каком-то иностранце, "отдыхавшем под деревом клюквы". Затем "клюква" появляется снова в самом начале 20 века, причем, возможно, изобретается заново, а не заимствуется у Каткова - тоже как ничем не подтвержденное обвинение Запада.

Самое забавное, что можно догадаться - Катков и/или его последователи придумали это "дерево" из-за собственной ошибки. Дело в том, что в Англии растет дерево (древесноподобный кустарник), назвыание которого пословно переводится на русский - РАЗВЕСИСТАЯ КЛЮКВА (см. картинку ниже).

Катков, кажется, знал английский и мог наткнуться на это словосочетание в текстах.



Задание на дом: найдите регулярное ботаническое название этого растения (латинское и русское).
juan_gandhi: (Default)

[personal profile] juan_gandhi 2017-01-28 01:39 am (UTC)(link)
Красивая картинка.

Я на Аляске искал в тундре морошку - а нету! И потом вдруг около ручья, в котором толпились лососи, обнаружил куст, размером этак чуть не с черемуху, на котором таки росла эта самая морошка.

[identity profile] b0p0h0k.livejournal.com 2017-01-28 01:26 am (UTC)(link)
Viburnum trilobum
Калина трёхлопастная

[identity profile] pargentum.livejournal.com 2017-01-28 05:24 am (UTC)(link)
Если верить педивикии, европейскую калину тоже называют highbush cranberry или cranberrybush.

[identity profile] b0p0h0k.livejournal.com 2017-01-28 05:59 am (UTC)(link)
Я о той, что на картинке.

[identity profile] alsterellie.livejournal.com 2017-01-28 01:40 am (UTC)(link)
Забавно. Это, выходит, что-то аналогичное медведям, которые по улицам ходят. ("На западе про нас думают, что...")

[identity profile] olga-smir.livejournal.com 2017-01-28 03:05 am (UTC)(link)
О спасибо, как интересно, как раз ждала ответ.
Это же бузина! Sambúcus racemósa
Edited 2017-01-28 03:06 (UTC)

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2017-01-28 03:10 am (UTC)(link)
На фото разница не видна, мелкое слишком, но это калина (один из подвидов)

[identity profile] olga-smir.livejournal.com 2017-01-28 03:11 am (UTC)(link)
ага поняла

[identity profile] darum.livejournal.com 2017-01-28 04:18 am (UTC)(link)
Один из видов. Калин много.
elentin: (Default)

[personal profile] elentin 2017-01-28 12:49 pm (UTC)(link)
Как это не видна? Нормальное фото.
elentin: (Default)

[personal profile] elentin 2017-01-28 01:05 pm (UTC)(link)
На всякий случай специально сходила погуглила - у бузины довольно очевидно отличаются листья. Ну и размер и форма кистей, и самих ягод, в общем, тоже.

(Наверное, здесь ещё нужно уточнить, что я всё-таки в общей сложности около 2-3 лет прожила в деревне - почти все летние сезоны в школьные каникулы, с мая по самый конец августа).
kotopes: (Default)

[personal profile] kotopes 2017-01-28 07:52 am (UTC)(link)
Сплошь и рядом такое.
Приписывают оппоненту дичайшие взгляды и смело опровергают.
v_phi: (Default)

Ошибка британских колонистов

[personal profile] v_phi 2017-01-28 08:28 am (UTC)(link)
имела место: они назвали "развеситой клюквой" ("highbush cranberry") разновидность калины, произраставшую на севере Северной Америки, со съедобными красными плодами, отдаленно похожими на клюкву, и при том близкими по вкусу и по времени созревания.
Другое дело, что это простонародное название навешивалось только на калину на севере Северной Америки; применить его к русской деревне захотелось авторам залихватских карикатур на западное невежество.
mfrid: (Default)

[personal profile] mfrid 2017-01-28 08:42 am (UTC)(link)
Не гугля и не глядя на комменты: калина же?
Вот она какая, развесистая клюква!

[identity profile] bljakhin-mukher.livejournal.com 2017-01-28 06:47 am (UTC)(link)
Да. Тоже обратил на это внимание в "Вики".
Та самая "kalinka moya", которая и есть развесистая клюква. :)

[identity profile] bljakhin-mukher.livejournal.com 2017-01-28 06:48 am (UTC)(link)
Да. Тоже обратил на это внимание в "Вики".
Та самая "kalinka moya", которая и есть развесистая клюква. :)

[identity profile] nutuzh.livejournal.com 2017-01-28 08:06 am (UTC)(link)
А не рябина ли это обыкновенная?
Поглядел — по-латыни Sorbus aucuparia.

UPD: посмотрел комментарии, оказалось калина. Да, не знаю я флору, не знаю...
Edited 2017-01-28 08:07 (UTC)
elentin: (Default)

[personal profile] elentin 2017-01-28 12:49 pm (UTC)(link)
Рябина - дерево. А это куст :)
elentin: (Default)

[personal profile] elentin 2017-01-28 12:48 pm (UTC)(link)
Это куст калины.