January 2019

M T W T F S S
 123456
78 910111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Сообщения

За стиль благодарить

Развернуть метки

No cut tags
Thursday, June 23rd, 2005 12:23 pm
Как я ни пытался отмолчаться, придется высказаться по существу пресловутого "дела Иванниковой".

Дисклеймер, он же отмаза Все нижеследующее говорится исходя из неочевидного предположения, что все происходило именно так, как А.И. рассказывает.

Итак.

1. В жизни случаются разные печальные обстоятельства. Болеют дети, умирают друзья... Хорошие люди попадают в безвыходное положение, выход из которого - через правонарушение. Итак, неплохой человек попал в беду, его жалко. Это - повод посочувствовать, может быть, собрать денег.

2. Действия, которые по ее словам совершила Александра И., по российскому закону являются преступлением. Обороняясь против "принуждения к развратным действиям" (то, в чем она обвиняет погибшего, по российскому закону называется так), она его убила. Это действие может быть признано:

а). Правомерной обороной - только в двух случаях. Если никаких других средств обороны от посягательства не было или если (по последним поправкам в УК) посягательство было сопряжено с реальной угрозой жизни.

б). Убийством при превышении пределов обороны.

в). Убийствои с состоянии сильного волнения, вызванного противоправными действиями потерпевшего (ее статья).

г). Убийством по неосторожности.

Пункт г. отпадает сразу - человек, наносящий удар ножом другому человеку, всегда считается "допускающим возможность, что противник от этого умрет".

3. Есть закон и есть его применение в данном случае. Надо определиться, что, собственно, не нравится? Плох закон? Надо его изменить? Как?

Напомню общую идею закона: убийство оправдано в двух случаях - если никакого другого способа защититься о посягательства не существует или если наличествует прямая угроза жизни. Ясно, что любое изменение в законе
будет означать распространение убийства на ситуацию обороны практически от любого преступного посягательства (ну или, например, от любого, связанного с насилием).

Теперь внимание: жертва мертва и не может свиделеьствовать, а сомнения должны трактоваться в пользу подсудимого. Иными словами, достаточно создать мало-мальски правдоподобную имитацию любого преступления, чтобы иметь возможность безкаказано убить человека. Мы готовы на такое изменение закона?

4. Применение в данном случае. Подварианты.

а). Закон применен неправильно - правильно было бы признать "ситуацию необходимой обороны". Из показаний А.И. это не следует: была возможность защищаться другим способом (как стало ясно, когда она смогла бежать), предполагаемое преступление жертвы не считается угрожающим жизни и даже не считается "особо тяжким". Мне представляется, что квалификация как аффекта (волновалась и не все обдумала) - правильная.

б).Другой вариант: "по закону все правильно, а по существу издевательство". Иными словами, в данном деле есть такие особые обстоятельства, которые требуют оправдания по особым, уникальным обстоятельствам (которые не повторятся в других делах, так что это не станет карт-бланшем для протаскивания варианта 3. Каковы же они? Ах да, "отважная русская женщина" и "черные понаехали".

Итак, давайте будем честными и определимся, чего же мы хотим - изменения законов так, чтобы было легче защищаться от посягательств и легче безнаказано совершать убийство, или доказать, что И. не виновата перед нынешним законом, или - виновата, но заслуживает снисхождения? Смешивание всех этих тем в одну кучу приводять только к одному - что громко слышен только голос организованных негодяев из ДПНИ и шум остальной толпы, легко представимый как голос одобрения негодяев.
Thursday, June 23rd, 2005 06:00 am (UTC)
Я думаю, было превышение пределов обороны, но учитывая непреднамеренный etc. То есть, меня с самого начала смущало применение статьи об убийстве в состоянии аффекта, поскольку при этом подразумевается преднамеренность.
Thursday, June 23rd, 2005 06:20 am (UTC)
Тоже не очевидно. При превышении обороны можно ли говорить о непреднамеренности? Обороняющийся же не просто так ножом размахивал, а с целью поразить напавшего. Тут уже скорее, на мой вкус, убийство по неосторожности (или все то же преышение). Впрочем, пока что среди участников дискуссии профессиональных юристов, как я понимаю, нет, а возможности дилетантского обсуждения юридической стороны дела почти исчерпаны :)
Thursday, June 23rd, 2005 06:27 am (UTC)
Если я хотел отогнать карманника, толкнул его, а он возьми и убейся, падая, то я не превысил пределов необходимой обороны, как я понимаю. Вообще, критерий умышленности используется довольно активно при обсуждении этого вопроса.
Вот вытащенная мной из сети цитатка из правоведческого сочинения советского времени:
" <...> женщина, защищаясь от насильника, может причинить ему тяжкие телесные повреждения и даже убить его, за что не понесёт уголовной ответственности". (Тишкевич И.С. Защита от преступных посягательств. - М., 1961. - с. 21.)
(deleted comment)
(deleted comment)
Thursday, June 23rd, 2005 09:47 am (UTC)
Опять же - как ты знаешь, я всегда предпочитаю первоисточник пересказу. Так что вот: http://sud.park.ru/public/default.asp?no=1205236