January 2019

M T W T F S S
 123456
78 910111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

За стиль благодарить

Развернуть метки

No cut tags
Thursday, June 23rd, 2005 12:23 pm
Как я ни пытался отмолчаться, придется высказаться по существу пресловутого "дела Иванниковой".

Дисклеймер, он же отмаза Все нижеследующее говорится исходя из неочевидного предположения, что все происходило именно так, как А.И. рассказывает.

Итак.

1. В жизни случаются разные печальные обстоятельства. Болеют дети, умирают друзья... Хорошие люди попадают в безвыходное положение, выход из которого - через правонарушение. Итак, неплохой человек попал в беду, его жалко. Это - повод посочувствовать, может быть, собрать денег.

2. Действия, которые по ее словам совершила Александра И., по российскому закону являются преступлением. Обороняясь против "принуждения к развратным действиям" (то, в чем она обвиняет погибшего, по российскому закону называется так), она его убила. Это действие может быть признано:

а). Правомерной обороной - только в двух случаях. Если никаких других средств обороны от посягательства не было или если (по последним поправкам в УК) посягательство было сопряжено с реальной угрозой жизни.

б). Убийством при превышении пределов обороны.

в). Убийствои с состоянии сильного волнения, вызванного противоправными действиями потерпевшего (ее статья).

г). Убийством по неосторожности.

Пункт г. отпадает сразу - человек, наносящий удар ножом другому человеку, всегда считается "допускающим возможность, что противник от этого умрет".

3. Есть закон и есть его применение в данном случае. Надо определиться, что, собственно, не нравится? Плох закон? Надо его изменить? Как?

Напомню общую идею закона: убийство оправдано в двух случаях - если никакого другого способа защититься о посягательства не существует или если наличествует прямая угроза жизни. Ясно, что любое изменение в законе
будет означать распространение убийства на ситуацию обороны практически от любого преступного посягательства (ну или, например, от любого, связанного с насилием).

Теперь внимание: жертва мертва и не может свиделеьствовать, а сомнения должны трактоваться в пользу подсудимого. Иными словами, достаточно создать мало-мальски правдоподобную имитацию любого преступления, чтобы иметь возможность безкаказано убить человека. Мы готовы на такое изменение закона?

4. Применение в данном случае. Подварианты.

а). Закон применен неправильно - правильно было бы признать "ситуацию необходимой обороны". Из показаний А.И. это не следует: была возможность защищаться другим способом (как стало ясно, когда она смогла бежать), предполагаемое преступление жертвы не считается угрожающим жизни и даже не считается "особо тяжким". Мне представляется, что квалификация как аффекта (волновалась и не все обдумала) - правильная.

б).Другой вариант: "по закону все правильно, а по существу издевательство". Иными словами, в данном деле есть такие особые обстоятельства, которые требуют оправдания по особым, уникальным обстоятельствам (которые не повторятся в других делах, так что это не станет карт-бланшем для протаскивания варианта 3. Каковы же они? Ах да, "отважная русская женщина" и "черные понаехали".

Итак, давайте будем честными и определимся, чего же мы хотим - изменения законов так, чтобы было легче защищаться от посягательств и легче безнаказано совершать убийство, или доказать, что И. не виновата перед нынешним законом, или - виновата, но заслуживает снисхождения? Смешивание всех этих тем в одну кучу приводять только к одному - что громко слышен только голос организованных негодяев из ДПНИ и шум остальной толпы, легко представимый как голос одобрения негодяев.
Thursday, June 23rd, 2005 09:35 am (UTC)
в 37ой статье явно указывает что бежать или не бежать -- личное дело каждого и на деле не отражается:

3. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица
независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки
и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от
возможности избежать общественно опасного посягательства или
обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

И "стало ясно что она могла бежать" после того как тот кто, предположительно, мешал ей бежать, перестал мочь мешать.

Вопрос кто должен доказывать или опровергать самооборону. К примеру, по делам "US vs. a murder suspect", как только подозреваемый говорит о самообороне, дело гособвинителя доказать обратное, beyond the reasonable doubt. Мне представляется это разумным. В данной ситуации альтернативное толкование, типа что это А. И. напала на покойного, представляется крайне сомнительным.

Т. е. да расширить пределы допустимой по закону самообороны или, точнее, увеличить тяжесть других помимо убийства и нанесения телесных повреждений преступлений против личности, чтоб они подошли под наличные статьи о самообороне. Вовсе нелегко ИМХО создать мало-мальски правдоподобную имитацию любого преступления.
Thursday, June 23rd, 2005 02:59 pm (UTC)
Про УК отвечено в другой нити.

Создать имитацию трудно, да, если это материальная имитация. Важно не изменить закон так, чтобы оправданием убийства оказались преступления, имитируемые словесно.
Thursday, June 23rd, 2005 03:04 pm (UTC)
Про законодательство - обратите внимание на раскопанное мною постановление пленума верховного суда СССР от 84-го года (линк выше, в комменте). Как я понимаю, те положение постановления, которые относятся не напрямую к конкретным статьям УК (уже измененным), а к принципам, которые должны применять суды, продолжают сохранять правовую силу.
Friday, June 24th, 2005 04:53 am (UTC)
1. Американская правовая система в целом настолько не похожа на европейскую, что я не уверен в возможности что-либо заимствовать по частям.

2. Американская ситуация с преступностью (один из самых высоких в 1-м мире уровней тяжкой преступности, с хорошим отрывом от большинства Европ) - не повод считать опыт США достойным подражания априори.