taki_net: (Default)
taki_net ([personal profile] taki_net) wrote2008-05-27 11:34 pm

Про учителей и школьные поездки

Такая вот история: http://tanchik.livejournal.com/309396.html

Кратко: учительница повезла в Питер из Москвы 15 детей, опоздали на поезд, после этого хватило на 12 билетов, учительница пыталась посадить группу в поезд, уговорив проводников. Один из детей позвонил питерскому родственнику, тот приехал с деньгами на вокзал и разрулил. ПО СЛОВАМ РОДСТВЕННИКА, учительница после облома собиралась уехать с 12 детьми, оставив троих в Питере, а проводники ее уговаривали сделать наоборот - остаться с тремя детьми (из текста неясно, услышал ли родственник это прямо от учительницы, от проводника или вообще от кого-то из детей). В комментах - истерика, впрочем, защитники дамы тоже несут неудобную, плохо пролезающую в узкие двери ахинею.

0. Самое главное. За этим рассказом могут скрываться две разные истории, в зависимости от того, верна ли часть, известная не по факту, а с неизвестно чьих слов (что учительница хотела оставить детей). Если нет - это обычная неприятность (с одной важной оговоркой), учительница достойна сочувствия (с этой оговоркой), если верна - это (несостоявшийся) должностной проступок с тенденцией перерастания в преступление.

1. Из рассказа следует, что в группе, ВРОДЕ БЫ, не было второго руководителя (иначе они могли бы разделиться - хотя это нежелательный вариант, но и не криминальный). В приказе на проведение поездки он почти наверняка есть. Если это сделано по инициативе самих руководителей, например, в корыстных целях - это преступление, которое слабо искупается скромностью учительских зарплат. Если под давлением администрации - администрация подло подставила, практически предала сотрудника. Если случайно (скажем, человек заболел в последний момент - отменять поездку? жалко детей, да и объяснения с родителями по поводу убытков...) - это, в общем, простительная, но нежелательная самонадеянность, которая и была наказана. А может быть, второй руководитель все же был, а рассказчик просто не разобрался в ситуации?

2. В данной ситуации руководитель группы обязан поставить в известность о нештатной ситуации директора и родителей. Это, похоже, не было сделано, вместо этого начались импровизации. Обращаться за помощью к родственникам детей, как советует рассказчик - можно (не всегда), а сообщить руководству и родителям - нужно. Причиной могут быть ненормальные отношения в коллективе, реальная истеричность директора или трусоватость руководителя. В последнем случае - лучше не возить детей в поездки.

3. Опоздание, отсутствие резервных сумм денег. Тут упрекнуть не в чем (кроме того, что ситуация опоздания могла возникнуть из-за отсуствия второго руководителя). Если планировать поездки так, чтобы исключить риск опозданий - придется закручивать дисциплинарные гайки и терять много времени, выводя его в резерв. Что касается резервных денег - их просто нет и неоткуда взять без существенного удорожания поездки, а для "обычных" московских школ с их громадным социальным расслоением это просто будет означать отлучение от поездок тех, для кого их цена "на грани" - часто это полгруппы. Добавим, что в силу своего социального и материального положения большинство учителей не имеют кредитных карт и не умеют работать с современными системами быстрого перевода денег. Это поправимо, но не вдруг.

4. Попытка все же уехать 15 человекам на 13 местах - авантюра, в Питере невозможная, но руководитель мог этого и не знать (в провинции такие фокусы иногда проходят). Грех тут не в попытке это сделать, а в том, что сделанго это было, похоже, в надежде скрыть от директора и родителей сам факт - мы возвращаемся к п.2.

5. Ну и наконец. Если допустить, что руководитель, будучи единственным взрослым в группе, действительно собирался оставить троих детей в Питере, чтобы они добирались самостоятельно (честно говоря, эта часть рассказа вызывает не 100% доверия) - это безусловное "нет, нельзя, никак, никогда". И аргументы защитников "а, что может случиться с 13-летними в столичном городе на охраняемом вокзале" - не катят. Учитель расписывается в приказе, который прямо предписывает ему ЛИЧНО "нести отвественность за жизнь и здоровье нижеперечисленных детей". Аргументы "я ночевал на вокзале и ничего" напоминают оправдания сторожа, ушедшего домой и оставивишего открытую дверь магазина - "я так делал 10 раз и ничего не случалось".

Итог. Как видим, ругают (скорее всего) не за то, и защищают незащищаемое. И вообще - лучше чем в педагогике народ разбирается только в медицине.

Постскриптум. Как же надо было поступить? Первое - не ехать одной; для этого, кроме двух официальных руководителей, желательно иметь резервного человека, родителя, активного выпускника, в крайнем случае надежного старшеклассника (с паспортом). При вынужденном разделении группы хорошо, чтобы у второго взрослого был экземпляр приказа.

Второе. Не разделяться, кроме ситуации, когда часть группы уезжает домой без пересадок. Тут в крайнем случае можно отправить и без взрослых, добившись обещания проводника заботиться, а начальника поезда - следить.

Третье. Ставить в известность руководство и родителей детей. Даже если будет больно. Если руководство такое, что будет только больно, а помощи не будет - уходить из такой школы.

Если все делать так - через несколько дней и родители, и дети будут вспоминать о траблах при возвращении как о дивном, веселом приключении:-)

[identity profile] fattoad.livejournal.com 2008-05-27 08:59 pm (UTC)(link)
У меня дикое сочувствие вызывают учителя, которые берут на себя поездки. У нас студенты, и то - ужос-ужос. Кроме того, учительница вполне могла быть очень юной - и в полном ужасе от ситуации. Наша дочь с n-ым количеством одноклассников уехала в прошлом году в Псков без взрослых, потому что классная руководительница (единственный взрослый сопровождающий) опоздала на поезд. Ее потом муж (ее муж) подсадил на поезд где-то по ходу. Как родительница, я не в претензии. Дети бы коллективно выжили, а катить бочки на учителей - так никто возить не будет. Нам же хуже.

[identity profile] lz.livejournal.com 2008-05-27 09:06 pm (UTC)(link)
Думаю, основных причин две - отсутствие 2-го взрослого и то, что не информировала вовремя директора и родителей, Одной рулить 15 подрощенными детьми - вообще странно.

По п. 4 (если все было именно так) - попытка - не пытка, но нельзя все-таки складывать все яйца в одну корзину, причем изрядно дырявую...

А автор постинга ведет себя странно, она ведь откровенно подставляет своего брата под конфликт в школе.

вообще-то

[identity profile] a-shen.livejournal.com 2008-05-27 09:15 pm (UTC)(link)
один из полезных эффектов поездок - развитие самостоятельности школьников... если вспомнить, то когда-то после 10 класса твои ученики (с Борей Музыкантским) ходили на Кавказ безо всяких взрослых в довольно высокие горы (а после 10, если я не путаю - на несколько недель на байдарках в ненаселенный район)

[identity profile] nostalgie-ee.livejournal.com 2008-05-27 09:22 pm (UTC)(link)
Я, конечно, совершенно не в теме, но сразу возникает ряд вопросов:

1. В поездах, кроме купейных и платскартных, бывают и сидячие места. Неудобно, но как аварийный вариант - не смертельно. Или денег хватило только на 12 мест в общем вагоне?

2. Как быстро перводятся деньги внутри России? У нас (в Эстонии) внутрибанковский платеж проходит минут за 10-15, межбанковский - за два часа. В последнем случае, правда, имеет значение, рабочий или входной день. Но найти среди родителей учеников хотя бы одного, имеющего счет в том же банке, что и учительница, наверное, было вполне реально. Сбербанк, скорее всего :)

большинство учителей не имеют кредитных карт и не умеют работать с современными системами быстрого перевода денег

Но дебетовые-то имеют? В Сбербанке, например... Или в Москве зарплату по старинке наличкой выдают?

[identity profile] akimka.livejournal.com 2008-05-27 09:39 pm (UTC)(link)
Я там был. Что слышал лично я, так это фразу от начальника поезда учительнице: "тогда вам придется остаться с ребятами, я провожу вас в зал ожидания, подождете до завтра".

Было ли в действительности намеренье оставить детей одних или нет возможно только предполагать.

[identity profile] akimka.livejournal.com 2008-05-27 09:40 pm (UTC)(link)
Второго сопровождающего я не приметил. Я подошел за 15 мин. до отправления поезда.

[identity profile] tanchik.livejournal.com 2008-05-27 10:03 pm (UTC)(link)
0. А с чего тогда 13-летний парень будет выдумывать историю, согласно которой трое детей остаются на вокзале, с просьбой дать им возможность переночевать дома у моих родителей, интересно? Еще в 11 вечера. Наверное, все друг друга не так поняли, учительница ну конечно же собиралась с ними оставаться, а парень решил - ну как не клево с училкой на вокзале, гораздо лучше у родственников, которых я семь лет в глаза не видел..
1. Насчет ВРОДЕ БЫ в комментариях к посту 3 или 4 раза НЕ ВРОДЕ БЫ я пояснила, что был лишь один сопровождающий, и это было запланировано с самого начала именно так. Послать в другой город с 15 детьми 13 лет одну молодую и неопытную учительницу.
http://tanchik.livejournal.com/309396.html?thread=10505876&format=light#t10505876
2. Не знаю, сообщала ли она директору.
3. Насчет резервной суммы - все логично. Но кто ей мешал сразу же после того, как она узнала, что детей без билетов не возьмут на поезд, купить ВСЕЙ группе билеты на следующий день в сидячий вагон? Кто ей мешал, если уж не знает как можно удаленно купить билеты, позвонить и спросить? У родителей, у нас, у своего руководства? Почему в итоге она сидит не делая ничего, а 13-летний парень догадывается позвонить?
4. Согласна. Думаю, что факт опоздания на поезд она и пыталась скрыть.
5. Возможно, что она планировала скинуть опеку над детьми на сотрудников вокзала и этим простимулировать их все-таки взять детей в поезд. Хотя от человека с такими глупыми действиями такую двухходовку ожидать сложно.
С выводами и итогом согласна полностью, да.

[identity profile] akimka.livejournal.com 2008-05-27 10:04 pm (UTC)(link)
Сделаю сюда репост своего коммента:
Думаю, что при попытке решить проблему, а не откладывать на последний момент на маловероятную посадку в поезд без билетов, все бы решилось на уровне кто-то привозит деньги в москве, а билеты печатают в петербурге.
За 5 часов это решается на уровне администраторов касс (они должны вполне быть способны принимать такие решения, это ж дети все-таки)

Вцелом мне так кажется, что преступно не пытаться решить это проблему, так как при развитии ситуации наихудшим и самым вероятным образом (без билета на последний поезд не сажают) ситуация становится критичной (или 3 ребенка на вокзале ночью без взрослых или 12 в поезде тоже без взлослых).

Я не профессионал, вам виднее, наверное, какое действие более неэтично/непрофессионально.

[identity profile] maroussia.livejournal.com 2008-05-27 10:12 pm (UTC)(link)
Просто не ехать одной. Никогда и ни в коем случае. Директор школы должен был запретить. И родители - не пускать детей. Железное правило. А если вдруг одному ученику станет плохо и надо в больницу, или просто к врачу?

[identity profile] meaerror.livejournal.com 2008-05-28 05:19 am (UTC)(link)
Самое интересное (и подозрительное) в данном случае - то, что ТРОИХ ДЕВОЧЕК ОСТАВЛЯЛИ НА ВОКЗАЛЕ БЕЗ ДЕНЕГ, то есть без возможности добраться самостоятельно. Очень странно.
vitus_wagner: My photo 2005 (Default)

[personal profile] vitus_wagner 2008-05-28 05:21 am (UTC)(link)
Второе. Не разделяться, кроме ситуации, когда часть группы уезжает домой без пересадок. Тут в крайнем случае можно отправить и без взрослых, добившись обещания проводника заботиться, а начальника поезда - следить.

И поставив в известность кого-то из родителей/учитилей, не участвовавших в поездке - чтобы встречали.