Это либертарианство???
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Собеседник мотивирует это тем, что стихотворение - его собственность, и считает это либертарианской позицией. Мне до сих пор казалось иначе. Кто из нас прав-то?
(Особенно интересует мнение либертарианцев. Комментарии по умолчанию открыты).
no subject
Насчет "дохода и собственности" - я неточно выразился, приношу извинения. Я понимаю разницу и согласен с Вашими доводами. Я имел в виду следующее: если Вы в ходе свободной транзакции согласились получить title на мое стихотворение, в котором оговариваются некоторые условия, Вы не можете постфактум менять договор.
Когда я говорил об источнике дохода - то я имел в виду, что, по Вашему получается, что Вы защищаете собственность конюха или автомеханика, тем самым оставляя ему возможности зарабатывать на средства для существования, поэту же Вы отказываете в праве на собственность, которая является источником его существования.
Теперь о последнем пункте:
Собственность - это продукт моих талантов, частных ресурсов и всего того, что я приобрел в результате свободных транзакций. Почему мои стихи - не собственность?
Если я продал Вам яблоню с условием - яблоки с нее Вы не можете отдавать никому, только есть сами, и Вы согласились(!), а потом нарушили уговор - я потерял собственность или нет? На мой взгляд - да, на Ваш - нет. Я считаю, что я Вам дал тот title, на который Вы согласились, а не тот, который придумали потом. То, что я теперь не могу продавать яблоки на рынке, потому что Вы раздаете те, которые получили от переданного Вам дерева - это тангенциальный аргумент, согласен. Но у Вас нет title на эти яблоки, ибо я Вам его не передал.
Со стихами - ситуация абсолютно идентичная, и с софтом, и с чем угодно. Не только кража потенциального дохода - тут ничего страшного нет - украли и украли, но и кража собственности, ибо Вы придумали новый title, не такой, какой был найдет в результатете наших свободных переговоров и я потерял часть этого изначального владения.
Конечно, все вопросы о рациональности моих запретов и моих возможностях Вас найти и наказать - это все тоже не более чем заметки на полях. Возможно, мои условия насчет яблоневого дерева Вас рассмешат и Вы просто купите дерево у другого садовника, который не ставит такие невозможные и странные условия. Но право-то я имею! В этом был ключевой момент моей дискуссии с taki_net!
no subject
Простите, а мое согласие обременяет МЕНЯ или ДЕРЕВО? Это МОЕ обязательство или ОГРАНИЧЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ? Любой ответ нехорош:
- если это личный договор, то после того как я передал дерево еще кому-то - яблоки у него, а обязанность не продавать - у меня; а третье лицо продавать уже может;
- если это обременение яблони - это НЕ ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, а феодализм. Это продажа не яблони как вещи, а "права любоваться ее цветами в своем саду".
no subject
Я продал Вам некую вещь на определенных условиях. В этом нет ничего странного, это происходит сплошь и рядом. Мой друг продал мне пианино с условием, что я буду настраивать его не реже одного раза в 6 месяцев, потому что он очень любит это пианино, на нем еще играла его мама. При этом он оговорил, что если я продам пианино, то уже неважно кому. Вот такие у него идиосинкразии. Для меня его слово - закон, потому что иначе бы он пианино не продал.
Иными словами, получается что-то близкое к первому варианту. Не забывайте, что Ваш title - такой, о каком мы договорились между собой, вдвоем. Обременяется пианино или Ваше право распоряжаться собственностью так, как Вы хотите - это как мы договоримся. Если вы согласны на все эти мои ужасные, странные и непонятные требования - то придется выполнять условия.
no subject
no subject
Я утверждаю, что это можно называть как угодно. Аренда с правом продажи, продажа, бессрочная аренда, как Вам больше нравится. Субстантивно, в рамках моего понимания либертарианской этики, мы проводим некие свободные переговоры, результатом которых является передача Вам моей собственности. На условиях, нами обговоренных. Если Вы соглашаетесь на эти условия, название транзакции роли не играет, главное - что транзакция свободная.
Если Вы нарушаете условия договора, а я хочу восстановить справедливость, то дальше уже зависит от того, какой я либертарианец. Нозик предлагает минимальное государство, чтобы защищать свободу транзакций, другие предлагают систему страховок, кто-то может предложить другую схему. Это уже иная плоскость.
no subject
no subject
Либертарианская идея о собственности не имеет никакой экстремальной основы, не отменяет все Ваши представления, а лишь расширяет и дополняет их. При этом обладает интуитивной простотой.
no subject
Это упрощение, но суть верна.
no subject
no subject
Что значит "легитимно нарушить" договор?
no subject
no subject
no subject
Если исходить из того, что заключение договора предшествовало декламации, то я свое мнение высказал - принявшие условия договора обязаны его соблюдать, и отказаться от его выполнения постфактум будет, мягко говоря, сильно некрасиво. Это касается как стихотворений, так и продажи яблок. Вопрос о практической реализуемости таких действий лучше и впрямь вынести за скобки - наука знает много гитек, может, придумает со временем, как защищать стихотворения от несанкционированного распространения.
Что касается "Вы придумали новый title", то тут я не соглашусь. Если я опубликовал в своем ЖЖ стихотворение юзера increp, то нового title`а нет. В этом принципиальная разница между авторскими правами и интеллектуальной собственностью. С моей (условно - либертарианской) точки зрения нарушение авторских прав суть введение потребителя в заблуждение, а нарушение прав "интеллектуальной собственности" - нет. Вся либертарианская экономика, собственно, построена на том, что целью ее функционирования является удовлетворение потребностей потребителя, все остальное, в том числе вознаграждение предпринимателя (автора) - побочные эффекты или вспомогательные регулирующие механизмы.
Если китайцы разобрали Лексус по винтику и сделали примерно такой же, только в три раза дешевле, после чего стали продавать его под именем "Великий поход 23", нарушения прав потребителей тут нет. Потребителям хорошо - могут покупать Лексус, могут - Великий Поход. Если китайцы продают этот продукт под именем Лексус, то нарушение авторских прав (и прав потребителей) налицо - ведь покупатели думают, что приобретают настоящий тоетовский Лексус, а не продукт сборки вчерашних нойонов из внутренней монголии, которые не знают в какую сторону отвертку поворачивать, чтоб винт закрутить. Мошенничество. Происходит подрыв репутации Лексуса, тех самых способностей и качеств, присущих автору аутентичного Лексуса, о которых Вы говорите как о его собственности.
Все вышесказанное, вообще говоря, не означает, что создатель "интеллектуальной собственности" лишен права на материальное вознограждение. Как и автомеханик, и конюх, он имеет право на оплату своего труда - но, как и автомеханик или программист, не может всерьез надеяться на то, что один раз придуманнная фича (стихотворение) будет кормить его всю жизнь - рано или поздно информация выйдет из под контроля и прибыль от ее использования приблизится к среднерыночному уровню. Труженники интеллектуальной нивы кормились плодами своего мозга задолго до изобретения интеллектуальной собственности. Первая продажа приходит на ум прежде всего. Для музыкантов, скажем, годится "чес", которым живут нащи умучанные пиратами звезды. И вроде неплохо живут, и число желающих занять их место не уменьшается, несмотря на все тяготы такой жизни. Конечно, получить несколько лимонов с продажи одного диска не получится - ну так какая в этом за беда?
no subject
no subject
В итоге получается что сказано много, но что конкретно имеется в виду - не очень понятно.
no subject
Если я Вам права собственности на стихи не передавал, почему Вы ими распоряжаетесь как хотите?
Почему стихи - собственность я уже объяснил. Потому что это продукт моего таланта.
no subject
Впрочем, насколько я знаю, договорное право в отдельных местах вполне вписалось и на территорию собственности. Всякие наследственные endownment funds, например. И никаких ассоциаций с феодализмом при этом не вызывает. Так что вывод "бизнес на основе договорного права практически невозможен" я считаю несколько поспешным, хотя подводных камней тут, похоже, хватает.