Saturday, October 18th, 2008 11:20 pm
Опппааа...

Минуту назад в теле-ЧГК был задан вопрос:

- На этом месте (показывают Берлин) находился отель Кайзерхоф, в котором в 1938 году встретились Фердинанд Порше и другой основатель компании Фольксваген. Именно тут было принято решение о производстве "народного автомобиля", на котором каждая домохозяйка сможет ездить на рынок за зеленью. Они набросали на салфетке эскиз, и собеседник Порше внес исправление в дизайг тыльной части. Как звали собеседника Порше?

Ответ, естественно, Гитлер.

Прямо хоть с сторонники 282 статьи и генпрокуратуры записывайся:-(
Saturday, October 18th, 2008 07:42 pm (UTC)
Это еще цветочки. Пару лет назад играла пакет студенческого турнира ЧГК из России. Вопрос был про зачистку, с примерным ответом "кинуть еще одну гранату на голос". Мы офигели. И такой вопрос не был единичным случаем.
Monday, October 20th, 2008 04:55 pm (UTC)
да, вот это действительно страшно.
Sunday, October 19th, 2008 06:31 am (UTC)
Вопрос, обсуждение вопроса в команде (которое транслируется в прямом эфире), ответ, комментарии к ответу - создают образ Гитлера как лидера:
- искренне заботящегося о простом народе
- компетентного
- обладающего художественным вкусом

В ходе комментария ведущего показали тот самый уникальный экспонат - салфетку с эскизом "жука" и подписью Великого Художника.

Я не считаю, что это должно быть запрещено, но считаю, что чувство ответственности должно удерживать организаторов от трансляции такого шоу по Первому общенациональному каналу вечером в субботу. При том, что в очереди стояли сотни нереализованных вопросов, и выбор у них был.
Sunday, October 19th, 2008 12:38 pm (UTC)
Мне кажется, что на этой основе можно построить хорошую, честную и действенную антинационалистическую пропаганду.
Что-нибудь вроде короткого ролика с закадровым голосом: "Адольф Гитлер заботился о народе, был талантлив, был умен. Недостаток у него был только один - он очень любил делить людей на своих и чужих". И фон - кадры парадов, кадры "счастливого немецкого детства", сменяющиеся кадрами боев, падающих бомб, рушащихся зданий, концлагерей, последними идут какие-нибудь узнаваемые кадры взятия Берлина. Потом черный фон, и титры: "Результатом его идей была гибель столько-то людей. В том числе примерно столько-то тех, кого он сам причислял к своим". Экран медленно гаснет.
Sunday, October 19th, 2008 03:59 pm (UTC)
Понятно, спасибо.
Я действительно далека от ваших реалий. Мне вопрос кажется совершенно нормальным. Моя мысль даже не идет по пути "чувство ответственности должно удерживать организаторов..."
Т.е. у Гитлера были настолько очевидные ДРУГИЕ недостатки, что его образ как лидера с перечисленными качествами может быть вполне правдив и даже любопытен. Сути проблемы это не должно менять, по идее.
Пытаюсь сформулировать лучше, что я имею в виду, но пока не очень получается.
Sunday, October 19th, 2008 04:03 pm (UTC)
что его образ как лидера с перечисленными качествами может быть вполне правдив и даже любопытен.

Несомненно, но не для такой попсовой раскрутки.
Monday, October 20th, 2008 07:15 pm (UTC)
Категорически не согласен.

Мне кажется, что демонизация исторических персонажей крайне опасна, так как воспринимается как пропаганда (собственно, ею и является) в чистом виде, что подрывает доверие как к источнику, так и к самой информации. Все мы знам, что "чертей не бывает" и если кого-то малюют чертом, то, стало быть, неспроста и почти наверняка врут.
И это уже стимул, чтобы преодолеть стену предубеждения и покопаться в истории самому (или, что чаще, послушать кого-то, кто уже покопался) и обнаружить, что "черт" на самом деле был или бывал лидером
- искренне заботящимся о простом народе
- компетентным
- обладающим художественным вкусом,
...ну, а все остальное мы уже преодолели и оставили за кадром.

Где-то так.
Sunday, October 19th, 2008 06:00 am (UTC)
Ну, вопрос хорошо иллюстрирует какими беспредельными отморозками иногда оказываются приличные и умные с виду люди.
Sunday, October 19th, 2008 06:37 am (UTC)
Нет, я другое имею в виду.
Гитлер на обывательский взгляд был вполне приличным и умным человеком, к тому же ответственным и образованным. И это ни в коем разе не мешает тому, что он был запредельным отморозком.
И вот такие вопросы, для человека умного, именно это и показывают. Правда, телезрители - даже зрители программ типа ЧГК - обычно не отличаются умом, и для них этот вопрос может стать косвенной пропагандой нацизма.
Sunday, October 19th, 2008 07:11 am (UTC)
Гитлер еще и весьма неплохо рисовал. Если бы не стал фюрером, то наверняка вошел бы в энциклопедии как художник.
Sunday, October 19th, 2008 07:25 am (UTC)
На счёт "весьма неплохо" я слышал разные мнения. Но у него, несомненно, были таланты, и не в единственном числе.
Thursday, October 23rd, 2008 03:52 pm (UTC)
Так лучше один раз увидеть! Тем более, что это не проблема в наше время...
Thursday, October 23rd, 2008 04:01 pm (UTC)
А смысл? Я в живописи полный ноль.
Sunday, October 19th, 2008 08:47 pm (UTC)
В академию художеств его дважды не приняли.
Sunday, October 19th, 2008 08:55 am (UTC)
Если у них Анатолий "Онотоле" Вассерман по-прежнему гуру и столп тусовки (со всеми-то его антиоранжевыми высказываниями)... Но если честно, для меня ЧГК кончилось где-то к середине 90-х: вся эта игра на деньги, шоу трансвеститов, атмосфера борделя...
Monday, October 20th, 2008 01:57 pm (UTC)
Вообще-то Вассерман в нескучном домике уже лет 15 не играет: брезгует.
И отбирают туда отнюдь не по уму или силе игры...
Monday, October 20th, 2008 04:56 pm (UTC)
ну была же недавно история, как к какому-то турниру не допустили команду, которая за какое-то время до этого демонстративно осталась сидеть при исполнении михалковского гимна.
Sunday, October 19th, 2008 10:43 pm (UTC)
А че? Адольф Алоизович был, как известно, успешным менеджером. Ну, во всяком случае года так примерно до 1942-43-го. И вполне мог бы успешно претендовать на лауреата конкурса "Имя Германии". Денацификация подкачала...
Monday, October 20th, 2008 04:54 pm (UTC)
мне кажется, демонизация лидеров вроде Гитлера куда опаснее, чем такие вопросы.
в том и беда, что людоеды тоже могут одеваться в обычную одежду, есть обычную еду, иметь обычные личные привязанности. нужно понимать, что это не мешает им быть людоедами.
считать, что "народу" по первому каналу нужно показывать только демонизированного Гитлера, и говорить только про людоедское в нем - значит, не уважать этот народ, и считать, что все тупые, а "мы", умные и красивые, должны как-то уж там за этот глупый народ решить. по большому счету, это прямая дорога к диктатуре.

собственно, современное отношение к фашизму-нацизму в России со стороны "обычного человека на улице" создано именно такой вот пропагандой, идущей еще из советского времени. все знают, что фашисты - гады, людоеды, и так далее. но очень мало кто понимает, почему, и если назвать черты фашизма/нацизма, многие из ответивших "нацизм - это плохо" скажут про эти черты, что они хороши.
Wednesday, October 22nd, 2008 10:25 pm (UTC)
+ 1
как раз демонизация злодеев позволяет обычным людям расслабиться, не распознавать людоедских черт в других и в себе самих, давать им разрастаться
Monday, October 20th, 2008 05:04 pm (UTC)
забавно - во френдленте рядом с Вашим сразу два очень похожих, по типу ситуации, поста.
http://community.livejournal.com/feministki/871179.html - про Гитлера и его высказывания о роли женщин в обществе
http://community.livejournal.com/feminism_ua/416734.html - про миф о том, что насильники - это всегда монстры.
Tuesday, October 21st, 2008 08:39 am (UTC)
Боюсь, сошлись несовпадающие вещи - и ударили по вам.

Традиция в ЧГК - "вопросы-парадоксы". Данный вопрос относится именно к этой категории. Если вы посмотрите по Базе вопросов, то увидите, что представителей такого жанра довольно много: даётся некий "человеческий" факт, который потом - по парадоксальной, но вполне вычисляемой логике - выводит на какого-то изверга. Или даётся некий "южный" факт, который выводит на какое-то Заполярье. И т.п.

Другой вопрос - что эту традицию знают те, кто находился внутри и хоть сколько-то играл сам (и набрал "культурный запас" этого социума). Человек извне - как вы - принимает это за чистую монету, напрочь не улавливая логику жанра. То есть вопрос-парадокс принимается за агитацию. С тем же успехом "Лимонадного Джо" можно назвать рекламой лимонада...

Вы подняли интересную проблему. Как-то никогда раньше не предполагала, что восприятие может настолько не совпадать. Но ведь верно - извне, по единичным вопросам, жанр ни разу не очевиден...

Думаю, редакторы теле-ЧГК тоже не смогли на это заложиться. Именно потому, что некоторые вещи не входят в круг наших понятий.
Tuesday, October 21st, 2008 08:48 am (UTC)
Я весь прошлый год играл по 2 лиге, в этом, увы, в 1 не прошли.

У меня нет сомнений, что это хороший вопрос для чемпионата. Речь исключительно о специфике "элитарного" (блин) "клуба", т.е. телепередачи.