Saturday, January 17th, 2009 09:09 pm
На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил начальник управления по связям с общественностью НАК "Нафтогаз Украины" Валентин Землянский.

Советую обратить особое внимание на описание реверса газопроводов и сюжет с прокачкой через Сунжу.

Собственно, тему можно закрывать.

ЗЫ. Насчет "воруют и те и другие" - сразу скажу, что так, видимо, и было с самого начала тесной дружбы ельцинско-путинского клана и Кучмы и почти до наших дней. Криминал, как говорится, не имеет национальности. Но в Украине наблюдается хоть какая-то воля государства (пусть и совершенно недостаточная) к вытеснению коррупционных схем; во всяком случае газовая коррупция - предмет внимания общественности и СМИ. В России, как я понимаю, об этом заикаются только маргиналы. "Мы говорим Газпром - подразумеваем Россия".
Saturday, January 17th, 2009 07:44 pm (UTC)
отличный текст. спасибо огромное!
хотел бы я, чтобы в России побольше начальников PR-отдела умели так же внимательно и корректно говорить. просто из самого стиля, по-моему, вполне можно сделать выводы о том, кто какое место занимает в этой газовой истории, даже если мало что знать, кроме этого текста.
Saturday, January 17th, 2009 08:00 pm (UTC)
"в Украине наблюдается хоть какая-то воля государства (пусть и совершенно недостаточная) к вытеснению коррупционных схем"

Боюсь, что нет. Да, в Украине есть свобода СМИ и свобода слова, поэтому нам отсюда кажется, что что-то делается. Но боюсь, что это не так (я слежу за украинской политикой). Просто одни коррупционеры хотят вытеснить других.
Saturday, January 17th, 2009 08:18 pm (UTC)
Субъективно это так (может быть), а объективно - они больше вынуждены считаться с Западом. Воо продадут они газопроводы США - и проблема газопроводной коррупции исчезнет, а в России таое невозможно - с колен-то поднялись.

На днях была у меня ссылка на текст Ф.Лукьянова в Газете, вполне убедительно.
(deleted comment)
Saturday, January 17th, 2009 09:45 pm (UTC)
"даже конкуренция между коррупционерами более прогрессивна"

Не всегда.

В этом году Украина впервые за 7 лет получила статус "экономически несвободной страны" -- именно за коррупцию. До того, кажется, была "частично свободной". Хотя я желаю Украине всех благ. хрю
Saturday, January 17th, 2009 08:00 pm (UTC)
Да, разница в комментариях сторон колоссальна. Здесь - корректно, взвешенно. У Газпрома какая-то непрерывная истерика.
Saturday, January 17th, 2009 08:13 pm (UTC)
>Но в Украине наблюдается хоть какая-то воля государства
у кого? :) кроме многоругаемой Юлии Владимировны, все остальные борюццо с коррупцией только в телекамеры :/

зарисовочка с одного заседания:
http://tani-flint.livejournal.com/238237.html
Saturday, January 17th, 2009 08:42 pm (UTC)
фирташ зажыгает! :))
http://echo.msk.ru/programs/dozor/566022-echo/
а признался таки, что тимошенко "популистски" хочет его прибыль ложить в бюджет, а не ему в карман :)
Saturday, January 17th, 2009 10:19 pm (UTC)
О чем может идти речь, если транзитом российского газа через Украину занимается швейцарская компания. Надеюсь, вся эта история несколько пригасит "антиатомные" настроения в Европе.
Saturday, January 17th, 2009 10:36 pm (UTC)
Украине наблюдается хоть какая-то воля государства (пусть и совершенно недостаточная) к вытеснению коррупционных схем; во всяком случае газовая коррупция - предмет внимания общественности и СМИ. В России, как я понимаю, об этом заикаются только маргиналы. "Мы говорим Газпром - подразумеваем Россия".

у меня как раз прямо противоположное мнение - бо у нас вертикаль - и все, что надо, прекрасно берется и без коррупционных схем - прямо из бюджета - нанотехнологии там или "Газпромовский хер". А у них там демократия и разделение властей - а кушать они тоже хотят.
Saturday, January 17th, 2009 11:39 pm (UTC)
А бюджетопильни типа Роснанотеха это разве не коррупция? Она родимая.
Saturday, January 17th, 2009 11:43 pm (UTC)
Это во-первых - не вполне коррупция - довольно многое в этих конторах просто тупая раздача грантов - неэффективная совершенно - но и не коррупционная.

Во-вторых - я именно о том, что в РФ как раз нет острой потребности устраивать пляски вокруг трубы с целью украсть прямо там - оно централизовано и бабки эти все равно попадут по назначению. Тогда как на Украине ситуация куда сложнее - и от того, как именно будут проводиться бабки сильно зависитт то, к кому именно в карман они попадут.
Sunday, January 18th, 2009 01:31 am (UTC)
Нет, ну я все понимаю, на Высоцкого под конвоем водили, и все такое... но все-таки с текущей реальностью лучше дружить. С каких пор бесконтрольная раздача многомиллионных грантов из госбюджета - не один из видов коррупции?
Sunday, January 18th, 2009 01:45 am (UTC)
Я просто с процессом немножко знаком - гранты эти (по крайней мере значительная их часть) получаются вполне некоррупционным путем - заявка, конкурс etc. Никаких откатов и гешефтов не требуется и не предполагается (я понимаю - Вам в это странно поверить, но это по не очень, по крайней мере крупным грантам именно так)
Sunday, January 18th, 2009 01:03 am (UTC)
Там тоже приходится придумывать всякие Gunvor и тому подобные прокладки.
Saturday, January 17th, 2009 11:43 pm (UTC)
Ну насчет технологического газа он не вполне внятно сказал. Мог бы четче объяснить, что для привода компрессоров газоперекачивающих станций используются турбины, в кот-х тот же самый газ и сжигается.
Sunday, January 18th, 2009 10:20 am (UTC)
Какой-то я наверное, тупорылый.
На сюжет с прокачкой через Суджу ответ один:"Если посмотреть на карту, то это с северо-востока на юго-запад, то есть по диагонали через территорию Украины. Таким образом, мы отсекаем от газа часть Украины. То есть мы не сможем поставлять в реверсном режиме газ из хранилищ на западе для восточных территорий и частично для юга Украины". Смотрим на карту и видим, что есть две трубы, одна из которых лежит в одной плоскости поверх другой (других, на самом деле, там несколько ниток). "Сообщающимися сосудами" эти трубы не являются, газ может совершенно прекрасно дуть с Суджи на юго-запад, в то время, как по другой трубе газ будет дуть из карпатских хранилищ на восток. О каком отсечении он долдонит?

С тарифами тоже какой-то бред. "Если газ будет по 450, то тариф должен быть по 9.8" С какого переляку? Возьмем его цифры.

300 миллионов кубов в день для Европы. Он говорит что 1000 км среднее расстояние прокачки - похоже на правду. Было 1.7 за сотню км за 1000 кубометров, 17 за всю дистанцию. 51 млн. долларов в день. На это тратится 21 млн кубов газа. Если по 179 за тысячу, как раньше было, этот технический газ обходится в 3.75 млн.долларов в день. Ладно, 4, я добрый.

Итого - в 51 млн. долларов в день тарифа топливная компонента - 4 млн, а 47 млн. - считай, рентный платеж за право прохода. Там, конечно, есть какие-то мелкие затраты на обслуживание и ремонт, но это копейки, maintenance для трубопроводов мало стоит. В нормальной ситуации эти 47 млн были бы возвратом на капитал, затраченный на строительство трубы, но здесь это странная концепция, ибо капитал этот был потрачен черт знает когда советской властью. Но ладно, это украинское наследство с тех пор, имеют право. Но штука-то в том, что эти 47 млн. никак не должны меняться при изменении цен на газ. (Кроме, конечно, причины "понимаешь, брателло, уж больно деньги нужны). Энергетическая хартия, так уж она однобоко написана, не позволяет произвольно увеличивать эти самые рентные платежи взимаемые транзитными странами. Если уж на то пошло, она вообще их как бы не очень позволяет. Может, это и не справедливо, но бачилы очи, що купувалы, не надо было это подписывать.

Итак, допустим, цена на газ поднимается со 180 до 450, в 2.5 раза. Топливная составляющая становится не 4, а 10 млн. в день. Общая выручка должна составлять 57 млн. в день, а тариф, соответственно, 1.90.

Ладно, это как-то очень сложно, топливная компонента, рентная... Будем проще, предположим, тариф вообще связан только с ценой газа. Насколько дорожает газ, настолько должен вырасти и тариф. Газ дорожает со 179 до 450, в два с половоиной раза, и тариф должен вырасти соответственно.
Но братцы мои 9.8/1.7 = 5.76, а никак не 2.5

Вот откуда он взял эту цифру? 9.8?
А можно предположить откуда - $8.1 * 10 * 3 млн. м3 = $240 млн. в день дополнительной выручки. Аккурат компенсация разницы в цене в $215 (450 - 235) на 90 млн. м3 в день украинского импорта.

Т.е. украинская логика довольно простая - Россия за транзит газа должна платить не просто возврат на капитал, вложенный в ГТС, плюс, возможно, рентный платеж за право прохода, но именно делиться долей прибыли от роста цены на газ, обеспечивая Украине низкую цену, которую потом станет низкой себестоимостью украинских удобрений и украинской стали и обеспечит им конкурентоспособность на мировых рынках против продукции производителей, вынужденных платить за газ полную цену. Желание совершенно понятное, только оправданий ему я совсем не вижу.
Monday, January 19th, 2009 08:03 am (UTC)
Вы в порядке ошиблись. По 17 за 1000 км при объемах 300+ млн. кубов получается $5,1+ млн, а не 51. Так что при стоимости газа в $450 транзит действительно становится убыточным. Впрочем, об этом надо было думать при подписании договоров.
Monday, January 19th, 2009 09:38 am (UTC)
И я тут же сам ошибся. При стоимости $450 на техгаз уходит ~$3,45 млрд. Так что не факт, что транзит становится убыточным. Каковы затраты помимо собственно газа для прокачки мне неизвестно.