Sunday, April 12th, 2009 01:12 am
Когда Черчилль (которому было 34 года!) был назначен Первым Лордом Адмиралтейства (т.е. Министром Военно-Морского Флота), то, принимая дела министерства, натолкнулся на стремление адмиралов "обломать рога штафирке" (его воинское звание было на тот момент, кажется, лейтенант кавалерии, в отставке). Адмиралы благодушно, но с дальним прицелом приветствовали его:
- Сэр, мы уверены, вы проникнетесь древними традициями Королевского Флота.
- Традиции флота? Как же, знаю - ром, плетка, содомия. Переходите к докладу.

Когда я слышу выражение "традиции иудеохристианской цивилизации", так и хочется воскликнуть:
- Как же, знаю - Кишиневский погром, Инквизиция, Холокост. Идите в бан-лист.

ЗЫ. Дисклеймер для тех, на ком воду возят: воссозданный Черчиллем флот под стягом Святого Георгия овеял себя бессмертной славой в ту войну, и еще более бессмертной - во Вторую Мировую; и конечно, у него были и другие традиции, в том числе - "расчеты стоят на местах и пушки стреляют, пока палуба не скроется под водой"; а вот спекулянтам надо давать по мордасам. То же касается и европейской цивилизации.
Saturday, April 11th, 2009 09:52 pm (UTC)
Включение Холокоста в список традиций иудеохристианской цивилизации - по меньшей мере передёргивание. Будь я более патетичен, можно было бы сказать "передёргивание, оскорбительное для жертв". Скажите, а у вас есть что-то другое, кроме иудеохристианской цивилизации?
A propos, когда вы в предыдущем посте поздравляете своих друзей с Пасхой, вас не смущают кишинёвский погром и инквизиция?
Sunday, April 12th, 2009 09:23 am (UTC)
Ну конечно же. И мне кажется, что иногда в пылу полемики вы даёте по мордасам не только спекулянтам. И отвечаете вопросом на вопрос.
Sunday, April 12th, 2009 09:31 am (UTC)
Да однако же прямым текстом сказано, что считать Инквизицию и Холокост традициями европейской цивилизации примерно столь же корректно, как ром, плетку и содомию - традициями Ройал Нэви.

Так что формальная Ваша претензия - не по адресу. А по существу - да, я считаю ВСЕ (100 процентов) разговоров об иудеохристианской цивилизации политической демагогией. Существует Западная цивилизация, к которой Израиль, несомненно, принадлежит (впрочем, наряду с такими странам не-запада, как Япония и Турция). Так почему бы не говорить "Израиль защищает не только себя, но и западные цивилизационные ценности"? Казалось бы, синоним? А вот - пропагандируется концепция "иудеохристианства". К чему бы это?
Sunday, April 12th, 2009 09:41 am (UTC)
Да нет же, совсем не прямым. Вы настолько увлеклись построением риторических фигур, что можете быть поняты неправильно - при том, что я совершенно с вами согласен по поводу того, что "западные цивилизационные ценности" точнее и корректнее. Да, "иудеохристианская цивилизация" - странный зверь. Но иногда, кажется, вы хотите сказать что-то вроде: цивилизация цивилизацией, но вот религия здесь совсем не причём.

PS. Совершенно не готов обсуждать принадлежность Японии и Турции к западной цивилизации: знаниев не хватает. И терминологической ясности.
Sunday, April 12th, 2009 10:39 am (UTC)
Но иногда, кажется, вы хотите сказать что-то вроде: цивилизация цивилизацией, но вот религия здесь совсем не причём.

Даже если считать, что религия очень причем, это не создает никакого естественного союза между христанстком и иудаизмом - они ПРЕДЕЛЬНО антагонистичны, в отличие от иудаизма и ислама (и это, вроде бы, консенсус среди иудейских богословов, насколько я по-дилетантски могу судить).

Как я понимаю, в Вашей фразе "религия" - это эвфемизм для ислама (хотя как раз роль иудаизма как фактора, иррационально влияющего на позицию 20-30 процентов израильских избирателей - я бы тоже не стал игнорировать). Тут моя позиция такая: изначально исламский фактор вообще не играл никакой значимой роли в арабо-израильском конфликте, будучи просто придатком к арабскому национализму; стоит помнить, что многие лидеры ФАТХ были христианами или атеистами. Потом роль ислама постепенно нарастала, в середине 1980-х впервые "братья-мусульмане" бросают вызов ФАТХу в Газе (причем при поддержке израильских спецслужб, которым в тот момент прокоммунистический и просоветский ФАТХ представлялся более серьезной угрозой).

Исламизация конфликта в дальнейшем имеют две составляющих:

- вообще выход на мировую арену радикального ислама как разновидности "контрсистемного поведения", вытеснение им прокоммунистических радикальных групп, и активное использование ими ближневосточного конфликта как доказательства враждебности Запада "миру обездоленных мусульман";

- встречное движение израильтян - начиная с давней ошибки разведки в Газе - и до нынешней истерики по повоу цивилизационного противостояния.

Первая часть вне нашей с Вами воли и компетенции (этим должны заниматься спецы), вторая - вполне нас касается.
Sunday, April 12th, 2009 05:46 pm (UTC)
Нет, говоря "религия", я не имею в виду исключительно ислам. Я вообще не столько про ближневосточный конфликт, а про то, что было бы некорректно говорить про цивилизацию, игнорируя те религии, которые из создали.

А про роль ислама в конфликте - совсем отдельный разговор, длинный и сложный
Sunday, April 12th, 2009 01:37 am (UTC)
Синхрония: листаю френдленту дальше назад и нахожу сегодня же на эту же тему вот такое прекрасное: http://varana.livejournal.com/385135.html
Sunday, April 12th, 2009 08:57 am (UTC)
Господи, ну нельзя же такое на ночь глядя.

P.S. - а у меня ребенок, можно сказать, арабский выкормыш:)
Потому что немолодая палестинка в госпитале, поглядев на мои мучения - показала как кормить. В ее служебные обязанности это совсем не входило.

Как хорошо, что у нее не было такого мышления:)
Sunday, April 12th, 2009 01:38 am (UTC)
Сорри, посмотрел дальше, и там ваш коммент. Синхрония объяснилась. :-)
Sunday, April 12th, 2009 06:13 am (UTC)
Тому же Черчиллю приписывается фраза "Демократия — самая плохая форма правления, за исключением всех остальных". То же можно сказать и об "иудеохристианской цивилизации".
Sunday, April 12th, 2009 07:10 am (UTC)
Разница в том, что Черчилль, при всем тоталитарном складе своего характера, жил в условиях демократии, как человек живет в воздухе - она была средой его обитания, и он знал, о чем говорит.

А что такое "иудеохристианская цивилизация" - не знает никто, это просто такой лозунг/ругательство.
Sunday, April 12th, 2009 08:32 am (UTC)
> А что такое "иудеохристианская цивилизация" - не знает никто, это просто такой лозунг/ругательство.

Ну в этом, смысле, пожалуй, да. Просто я обычно когда вижу это словосочетание, читаю его как "западная цивилизация" (именно в терминологическом смысле - по Тойнби). Мне кажется, что имеется в виду именно это.
Sunday, April 12th, 2009 08:38 am (UTC)
Ну да. Если учесть, что строго между народами этой цивилизации еще недавно разразилась самая кровавая в истории война, то так и ждем, что они сольются в экстазе, чтобы вместе воевать с кем-то...

И приставка "иудео" тут совсем не к месту, или надо для симметрии говорить "иудеомусульманская цивилизация":-)
Wednesday, April 15th, 2009 09:40 pm (UTC)
Я БЫ НАЗВАЛА НЫНЕШНЮЮ ЕВРОПЕЙСКУЮ И ЕВРОПОЦЕНТРИСТСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ - "НАСЛЕДНИЦАМИ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ" - РИМСКОЕ ПРАВО КАК ОСНОВА ЮРИСПРУДЕНЦИИ, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЖАНРЫ КАК ОСНОВА ЛИТЕРАТУРЫ; ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, АРХИТЕКТУРА... А "ИУДЕОХРИСТИАНСТВО" ПРИНЕСЛО ТО, ЧЕГО В АНТИЧНОМ МИРЕ НЕ БЫЛО, - РОЗНЬ ИМЕННО РЕЛИГИОЗНУЮ, РАЗВИТОЕ ЧУВСТВО НЕНАВИСТИ К "ДРУГИМ", "ЧУЖИМ"...
Sunday, April 12th, 2009 07:15 am (UTC)
Черчилль бы не так охарактеризовал иудеохристианскую цивилизацию.
Sunday, April 12th, 2009 08:39 am (UTC)
Никак бы он ее не охарактеризовал, он не любил фантазировать.
Sunday, April 12th, 2009 08:50 am (UTC)
Ну да. Прикольно так, давно ли евреев в христианских странах стали за людей считать - а уже "иудеохристианская цивилизация".
Sunday, April 12th, 2009 09:22 am (UTC)
Опять не к сути, но ".... and the lash" - как известно, сэром Уинстоном не произносилось. Входит в список популярных анекдотов.
"The only traditions of the Royal Navy are rum, sodomy and the lash. - Churchill's assistant, Anthony Montague-Browne said that although Churchill had not uttered these words, he wished he had."
Sunday, April 12th, 2009 10:57 am (UTC)
Не знаю, кто есть сей Уткин, но легенду любят эту шотландцы рассказывать. Поскольку я интересуюсь флотскими традициями, я на это внимание обращаю.
Sunday, April 12th, 2009 11:04 am (UTC)
А, это Анатолий Уткин, который на радио любит выступать? Ему непростительно. Если бы это футбольный комментатор сказал, тогда еще ничего. Это все равно, как если бы я назвал отворот погонами гюйс тельником.
(deleted comment)
Sunday, April 12th, 2009 11:08 am (UTC)
Да, я понял. Нельзя же анекдоты все пересказывать, по сэру Уинстону столько литературы, да еще все в стройной системе. Впрочем, Гайдар и Ясин никак не могут цитату про кровь и пот выучить, все коверкают.
Sunday, April 12th, 2009 08:24 pm (UTC)
Вот уж точно. только у меня лично и с "западной цивилизацией" такая же проблема.
Sunday, April 12th, 2009 08:46 pm (UTC)
Ну... с одной стороны, я Вас понимаю, с другой - как говаривал товарищ Сталин, "у мэня для вас нэт других писателей". В ее рамках создан общественный порядок, во многом несправедливый, но все же лучший из пока достигнутых - и не исчерпавший возможностей прогресса, несмотря на бешеный реакционный натиск последнего десятилетия.
Monday, April 13th, 2009 12:55 am (UTC)
[традиции иудеохристианской цивилизации]

Это в том смысле, что бей мусульман, спасай цывилизацию (с)