Monday, September 28th, 2009 10:11 am
Очень хороший пост [livejournal.com profile] bbb:

О преодолении наследия проклятых 90-х

Отношение избирателей к выборам
В % от общего количества опрошенных

Варианты ответов 1995 г. 1996 г. 1998 г. 1999 г. 2003 г. 2007 г.
Участие в выборах - обязанность гражданина 73,8 71,2 64,9 60,1 63,9 55,5
Участие в выборах дает гражданам возможность
влиять на власти и судьбу страны
61,5 63,0 19,0 22,4 23,9 18,0

http://www.rags.ru/node/1940


Как легко видеть, полное разочарование в выборах наступает вовсе не в 2000-х, а в самой середине 1990-х. До первых в истории новой России президентских выборов 1996 года огромное большинство россиян уверены, что они могут повлиять через выборы на власть и судьбу страны - несмотря даже на опыт вооруженного захвата этой самой власти в 1993-м. Можно уверенно предположить, что так повлияло на политический оптимизм россиян - сравнительно честные результаты выборов в декоративный "парламент" России (Госдуму и Совет Федерации, в который были однажды проведены прямые выборы) - выборов, на которых власти позволили сформировать собрание, примерно адекватное настроениям населения. После, всего через 2 года после "уверенной победы" предельно непопулярного Ельцина - мы видим полное разочарование в возможностях демократии. Того, что россиянам продали под видом демократии. 2000-е принципиально ничего не вносят в эту картину, кроме постепенного убывания шизофреников, считающих, что "выборы ничего не меняют, но посещать их обязанность навроде воинской".

Поэтому правильный заголовок был бы
О преодолении наследия проклятой Перестройки

Именно ельцинский режим уничтожил демократию в России, Путин лишь верный ученик Ельцина, да ему осталось дочищать лишь мелочи.
Monday, September 28th, 2009 06:40 am (UTC)
Как-то так, да. Указ 1400 - это что-то вроде первородного греха нашей политики, после него назад дороги не было. Жаль, что тогда я этого не понял.
Monday, September 28th, 2009 06:45 am (UTC)
Я согласен, но из этих цифр следует, что обратной дороги не было все же после выборов 1996.
Monday, September 28th, 2009 10:48 am (UTC)
Выборы 1996-го -- прямое следствие событий 1993-го.
Если бы Ельцин их проиграл -- он бы пошел под суд, да не один, а со своим окружением. Поэтому выбора у него не было. Он сам себя лишил его указом 1400.

Ну то есть, конечно, умная оппозиция могла бы подписать "секретный протокол" о неприменении Уголовного Кодекса к президенту и его семье... Но умной наша оппозиция не была (что показали 2000-е), поэтому подобное соглашение в итоге было заключено с Путиным.
Monday, September 28th, 2009 04:28 pm (UTC)
В том-то и дело, что 93-й год поставил крест на принципе чередования власти: Ельцин правил, чувствуя, что власть выпустить нельзя, потому что сожрут (неважно, как это соотносилось на тот момент с реальностью). И ноги нынешнего отношения к оппозиции: у нас нет оппозиции, у нас есть враги - тоже из этой ситуации растут.
Monday, September 28th, 2009 04:29 pm (UTC)
Отсюда - выборами становится можно (и нужно) манипулировать.
Monday, September 28th, 2009 06:57 am (UTC)
шо Путин это естественное продолжение Ельцина любит писать и говорить уважаемый политолог Дмирий Фурман.
Monday, September 28th, 2009 07:38 am (UTC)
(в ужасе) только когда Вы это сказали, осознал, что за последний год в своих рассуждениях несколько раз спутал политологов Дмитрия Фурмана и Андрея Фурсова (пошел посылать голову пеплом и пить ноотропил).

Фурман всегда занимал здесь разумную позицию, да.
Monday, September 28th, 2009 08:07 am (UTC)
Мало тебе, что ты негр... (с) :)))

А если серьезно, пора. Давно пора поговорить о "башмаках и сургучах, капусте, королях".

PS Восходящая ветвь, приходящаяся на первый путинский срок, почти в пределах погрешности. И всё же я ее учитывал. Она связана с ожиданиями, что ельцинский режим как-нибудь навернется и что-нибудь на этом месте вырастет более приемлемое. А вот у некоторых либералов были прямо противоположные мысли и чаяния.

Я помню, Андрей Леонидович Зорин где-то писал, что под Новый 1999 г. они с Александром Борисовичем Каменским зависли где-то на перепутьях глобальной цивилизации. Когда Каменский услышал об отставке Ельцина, он вскочил и закричал: "Он всё-таки их сделал, ты понимаешь! Он всё-таки их всех сделал". Морали никакой, так, закладочку положить.

(цитирую по памяти, если кого оболгал -- скажите сразу)
Monday, September 28th, 2009 08:37 am (UTC)
>Именно ельцинский режим уничтожил демократию в России, Путин лишь верный ученик Ельцина, да ему осталось дочищать лишь мелочи.

Ну хоть кто-то это говорит, кроме меня.

Да, все нынешние электоральные свинства родом из ельцинской эпохи! Неприход Ельцина на теледебаты (чуть ли не до развала Союза ещё!), расстрел парламента, потом растяжки "ДА-ДА-НЕТ-ДА" над московскими улицами, президентские выборы 96-го - цель оправдывала средства, так оправдывали себе это всё.

Но я думаю, это всё можно было тогдашним властям и простить, кабы они оказались дееспособны.
Monday, September 28th, 2009 10:46 am (UTC)
Но я думаю, это всё можно было тогдашним властям и простить, кабы они оказались дееспособны.

А дееспособность в чем, как Вам кажется, должна была выразиться?

Это не агрессия, я с предыдущим абзацем процентов на 100-110 примерно так согласен (ну, кроме аберрации памяти в несущественных фактической деталях: Да-Да-Нет-Да -- лозунг апрельского референдума 1993 г.; до расстрела было еще полгода). Наверное, согласился бы и с последней фразой, но зацепился за слово.
Monday, September 28th, 2009 11:23 am (UTC)
В чём должна была выражаться? Да хоть бы в чём-нибудь ))
Я не могу с ходу вспомнить ни одного деяния тогдашней администрации, которое не было преступным, сомнительным или провальным.
Monday, September 28th, 2009 01:04 pm (UTC)
Ну да :) Хотя такие, наверное, были.
Monday, September 28th, 2009 08:52 am (UTC)
Очень точно, спасибо.
Как можно было из советского строя перейти к демократии, и возможен ли был такой переход вообще?.. В тех реально существовавших условиях. Когда была пройдена точка невозврата? Как хотелось бы знать ответы на эти вопросы...
Интересно, люстрация членов компартии и расформирование КГБ привели бы к иному строю в РФ?..
Monday, September 28th, 2009 10:31 am (UTC)
> Именно ельцинский режим уничтожил демократию в России, Путин лишь верный ученик Ельцина, да ему осталось дочищать лишь мелочи.

Хотелось бы уточнить, что делалось это под довольно слаженный и громкий хор одобряющих демократов. Демократы были готовы разрешать демократию только в необходимых и безопасных дозах.
И дискредитировали само понятие в глазах общества. Для многих дело выглядело так, будто Путин только снял лицемерную декорацию. На самом деле, ИМХО, все было сложнее и неоднозначней. Но теперь многие при слове "демократия", говорится ли это о 90-х в России, или о нынешней Украине, или о США, ухмыляются как при упоминании о белой фате известной во дворе шалавы, типа: "да знаем мы эту чистую демократию, видали, как она в подворотне у троих..." и т.д.
Monday, September 28th, 2009 11:48 am (UTC)
Вы не находите, что Ваш коммент - бессмысленное словоблудие?

Во всяком случае, я никакого смысла не вижу. У всякой диктатуры, особенно мягкой, всегда полно сторонников. Ваши чувства к ним вполне понятны (и уважительны). Вам угодно называть их демократами - это говорит о Вас, но не о них.
Monday, September 28th, 2009 11:57 am (UTC)
Вы знаете, я недавно Вас зафрендил.
Ваши посты бывает интересно читать.
Но вот Ваша реакция на комментарии (как я могу видеть - не только на мои), не совпадающие с Вашим мнением, настолько неадеватно нервная и параноидальная, что я, пожалуй, предпочту впредь в разговоры с Вами (ну или с кем-либо в Вашем журнале) не вступать.
Я думаю, это не будет трагедией ни для Вас, ни для меня.


Monday, September 28th, 2009 01:34 pm (UTC)
1. Извините, обидеть не хотел.

2. Ваш тон тоже был достаточно провоцирующим.
Monday, September 28th, 2009 04:05 pm (UTC)
да, наглядненько так.
Saturday, October 3rd, 2009 05:51 pm (UTC)
Помню Марка Захарова по зомбоящику в 99 утверждавшего, что надо найти возможность для Ельцина остаться на 3 срок. Апологеты, что Ельцина, что Путина в вопросе передачи власти весьма одинаковы.