Теория слегка глючит
У разработчиков Самой Моральной и Прагматичной теории права и социума возникла проблемка: не очень получается объяснить, в чем виноват Гитлер?
Для полноты картины - это те же люди, у которых на раз получается объяснить, что Смок Беллью, отобравший у жулика витамины, чтобы спасти умирающих у него на глазах от цынги - виноват.
Для полноты картины - это те же люди, у которых на раз получается объяснить, что Смок Беллью, отобравший у жулика витамины, чтобы спасти умирающих у него на глазах от цынги - виноват.
no subject
А Вы говорите, что раз мы можем признать противозаконным словоговорение, пусть даже это приказ об убийстве, почему бы не признать преступными и какие-нибудь другие виды ненасильственного поведения. Это два разных вопроса: 1) что можно считать инициацией насилия; 2) можно ли считать ненасильственные действия преступлением, и если да, то какие. Второй вопрос гораздо проще, и [либертарианские] ответы на него варьируются гораздо меньше, чем на первый.
Понятно, что путь, на который я ступаю, означает определённое размывание термина "инициация насилия". Но определённая размытость правовых терминов неизбежна в любой правовой модели.
no subject
И еще - каузирование другого человека совершить самоубийство (уговоры, апеллируя к философским и религиозным аргументам, подкуп, угрозы) - преступны или нет?
Но, в принципе, я согласен, что можно выделить виды формально ненасильственных действий, которые объявить преступными потому, что они так или иначе ведут к насилию третих лиц. Но тут нужна чрезвычайная аккуратность. Моя жесткая ирония, которая Вас порой задевает - направлена не на Ваши принципы в целом. Я, в общем, считаю их достойными морально и во многом разумными, а на претензию на ее стройность, абсолютную логичность и легкое объяснение всего. Слово "дырка в теории" означает не ее неприменимость, а очередной провал доказать легкую применимость.
no subject
Насчёт склонения к самоубийству, это зависит от ситуации. Например, осенью 1918 года некоторые немецкие генералы пытались убедить Вильгельма II, что единственный способ спасти монархию состоит в том, чтобы кайзер выехал на передовую и, в окружении ближайших соратников, размахивая саблей, бросился на французские окопы в поисках героической смерти. Этот совет не был преступным. А если кто-то, в надежде получить наследство, склоняет к самоубийству психически неустойчивого человека с расстроенными нервами, это, пожалуй, уже уголовщина. И есть что-то вроде серой зоны между двумя данными случаями.
no subject
Если мы хотим продолжать ПРОДУКТИВНУЮ полемику, то мне следует почаще упоминать, что я не считаю государство благодетельным и полезным само по себе (хотя и допускаю временную полезность его механизмов, быть может - вполне заменимых инструментами свободного общества).
А Вам, вероятно - держать тоже четче дистанцию с догматиками.
no subject