taki_net: (Default)
taki_net ([personal profile] taki_net) wrote2010-03-11 02:34 am

Третье порабощение

Изнасилование - не главное, но самое страшное, концентрированное выражение женского рабства - в развитых странах отчасти преодоленного, но очень отчасти.

Как символический центр системы рабства и подавления, изнасилование многозначно.

Во-первых, сам по себе насильственный акт половой акт, в куда большей степени чем насилие вообще - является манифестацией порабощения.

Во-вторых, и об этом много и правильно говорится среди правильных людей, это порабощение закреплено внешним, обнимающим слоем системно-культурного отрицания трагедии. В господствующей культуре:
- изнасилований не бывает (основной их части, тех, что без ножа и не в подворотне), это, оказывается, "они сами хотели";
- те немногие, что бывают, всегда спровоцированы жертвой (поведением, одеждой и т.п.)

Но я хочу поговорить о третьем слое, о третьем порабощении, об использовании изнасилований для закрепления власти одних мужчин над другими. Речь идет о классическом мифе всех больных расизмом обществ - мифе, что низкостатусное презираемое меньшинство насилует женщин статусного большинства. Это чрезвычайно важный миф для консолидации общества против меньшинства; в качестве хорошо известного примера можно вспомнить историю межрасовых отношений в США с 1860-х до 1960-х гг. Более близкие примеры жители экс-СССР могут наблюдать без учебника истории...

Спрашивается, почему именно этот миф оказывается столь действенным? Не имущественные преступления, не убийства, наконец? Какой ментальный механизм поднимает "белых" в этом случае сильнее, чем в случае (предполагаемого) убийства?

Как кажется, ответ таков: происходит апелляция к архетипу общего владения всеми женщинами "расы". "Это наша женщина, не ихняя".

Так женщин в третий раз заставляют служить порабощению, пусть и не своему - и этой службой они закрепляют и свое рабство, потому что подтверждают свой статус "имущества", собственности племени на этот раз.

[identity profile] sadcrixivan.livejournal.com 2010-03-11 07:47 pm (UTC)(link)
Здесь нужно отметить, что изнасилование - это, пожалуй, самое латентное насильственное преступление, и возможно, дело еще и в том, если насильник был из этнического меньшинства, то латентность таких преступлений может быть меньше. То есть, больше шансов, что женщина заявит в правоохранительные органы, потому что такое изнасилование воспринимается расистской публикой как более "настоящее". Жертве изнасилования с большой вероятностью не поверят, но если насильник был посторонним человеком, да еще и "не той" национальности, то вероятность, что к ее рассказу отнесутся серьезнее повышается.

Тем более, что подавляющее большинство изнасилований совершаются знакомыми женщины, которым она доверяет, то есть, они, скорее всего, будут "внутриэтническими" по определению, а "межэтнические" изнасилования, это как раз нападения незнакомцев, которые составляют лишь малую толику изнасилований, но которые соответствуют тому, что считает "изнасилованием" общественность.

Надо еще подчеркнуть, что "межрасовые" изнасилования подчеркиваются, только если насильник был из этнического меньшинства. _Очень_ часто мужчины из доминирующей группы насилуют женщин из этнических меньшинств, во многих обстоятельствах воспринимая их как "законную добычу", но как раз эти виды межрасовых изнасилований являются _самыми_ латентными.