January 2019

M T W T F S S
 123456
78 910111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

За стиль благодарить

Развернуть метки

No cut tags
Sunday, June 3rd, 2012 03:11 pm
Из комментов (не у меня)

Я именно об этом. В детстве мне было очевидно, что Сикорски перестраховался и совершенно зря убил Абалкина. А вот сейчас это уже отнюдь не очевидно. Слишком велик риск, слишком мало информации и времени, слишком велика ответственность, лежащая только на нём.

Дело в том, что, по роману, у Сикорски есть теория. Он не просто с нарастающей паникой несется за потоком событий, а все события одно за одним ложатся в эту теорию, ее блестяще подтверждая.

Теория состоит в том, что ЛА создан Странниками с некоей враждебной целью, исключительно потенциально могуч, практически непобедим, но его могущество активизируется только после того, как ему удастся воссоединиться с "детонатором". Это главный постулат теории, второй постулат - что в ЛА (том, какой есть, отдельно от "детонаторов") заложена программа, которая в некоторый момент активизируется, и заставляет его разыскать "детонатор" и воссоединиться с ним.

1. Эта теория настолько очевидно нелепа и противоречит сама себе, что принимать ее в расчет как возможную реальность нельзя. Максим, кстати, и не принимает.

2. Эта теория, особенно в части второго постулата (первый все равно никак не бьется ни с какими фактами), заведомо БУДЕТ подтверждена фактами: достоверно известно, что порча жетона ("детонатора") убивает его денотата, то есть, владелец жетона имеет полную власть над жизнью ЛА.

2.1. Однако, воспитание людей Полудня не таково, чтобы заподозрить товарищей землян в коварстве, поэтому обычный землянин может и не отреагировать на инфу о существовании на него смертного жетона. Поэтому надо сначала погонять ЛА по этапам, потравить, чтобы создать у него, наконец, впечатление, что у него в Совете враги, которые его будут тиранить и дальше.

2.2. А потом сообщить, что у его врагов не только власть ломать ему профориентацию, карьеру и личную жизнь, но и смертельный жетон.

3. После чего ЛА обязательно постарается отобрать жетон, подтверждая постулат 2 теории. Постулат 1, повторюсь, все равно никак подтвердить не удастся, слишком он нелеп.

То есть, мы имеем дело с классическим примером самоподтверждающейся теории. Вот довольно точная аналогия, иллюстрирующая метод рассуждения Экселенцев всего мира и всех времен:

- евреи, как известно, любят сосать соки из трудящихся людей, а также торговать и обманывать при торговле; поэтому надо запретить евреям пахать землю и вообще заниматься чем-либо кроме торговли и ростовщичества - и о чудо, мы видим, что евреи, и вправду, сосут соки и торгуют, вот как мудро было им запретить и т.д.

- женщины, как известно, непригодны к умственной работе и общественной деятельности, поэтому надо запретить им высшее образование и какую-либо публичную активность, пусть сидят на кухне или в гостиной, в зависимости от сословного положения; кстати, вы же не можете отрицать, что все их разговоры либо о кухне, либо светские сплетни? тупые курицы, правильно мы им запретили...

По-моему, это ровно оно.
Sunday, June 3rd, 2012 11:16 am (UTC)
насколько я помню, п. 2.2. с книгой не стыкуется - Абалкин ничего не знал о детонаторах и, по утверждению БНС (см. его онлайн-интервью) потянулся к детонатору случайно, увидев на нем схожий знак со своей родинкой. В музей же он пришел не за детонаторами (о которых ничего не знал), а для встречи с Глумовой - единственным человеком на Земле, к которому испытывал какие-то чувства.
Sunday, June 3rd, 2012 11:17 am (UTC)
и п.2. тоже лишь интерпретация - сам БНС утверждал, что гибель одного из детей в горах после уничтожения детонатора - случайность. Но проинтерпретированная КОМКОНом-2 в духе алармизма случайность.
Sunday, June 3rd, 2012 11:23 am (UTC)
Это неважно, я согласен интерпретировать в логической картине Экселенца, отсекая лишь явную паранойю.

Там погиб один ребенок, но и один жетон (все-таки не надо говорить "детонатор" без кавычек) погиб после гибели его "знака". Т.е. два случая прослеженной связи.
Sunday, June 3rd, 2012 11:26 am (UTC)
ну, это все догадки и интерпретации.

под связь ложится один случай - гибель жетона после гибели "знака". Гибель же ребенка в горах никак не может быть интерпретирована как гибель вследствие уничтожения жетона. Сколько было на Земле несчастных случаев? Люди погибали и без жетонов.

в любом случае - Абалкин ничего не знал про жетоны, и ни Совет, ни КОМКОН-2 не загонял его в музей.
Sunday, June 3rd, 2012 12:53 pm (UTC)
/* Абалкин ничего не знал о детонаторах и, по утверждению БНС (см. его онлайн-интервью) потянулся к детонатору случайно, увидев на нем схожий знак со своей родинкой. */
К этому моменту Абалкин уже знал о своем происхождении от Бромберга. Очень маловероятно, чтобы при этом он ничего не знал о детонаторах и об их местонахождении.
(Мнение БНС я с Вашего позволения проигнорирую).
Sunday, June 3rd, 2012 11:58 am (UTC)
Теория Сикорски параноидальна (он сам это охотно признает: см. рассуждения о святой воде), но почему нелепа? почему противоречива?

Странники, с общепринятой в Верховном Совете точки зрения, которую Сикорски целиком разделяет (не забудем, дело происходит до Большого Откровения) - древняя цивилизация, действия которой для землян в высшей степени непонятны. Логично считать, а начальнику спецслужбы - просто положено считать, что интересы Странников и землян кардинально различны, возможно, враждебны.

Далее, ЛА - "подкидыш" Странников, следовательно, их потенциальный агент. История с одним или двумя "детонаторами" подтверждает их связь с подкидышами. Опять же логично предположить, что соединение "детонатора" с ЛА приведет к его активизации - либо как агента (если он еще "себя не осознал"), либо как могущественного агента. В любом варианте ничего хорошего. Предотвратить любой ценой.

Если Сикорски параноик, это еще не значит, что Странники посредством ЛА не устроят на Земле "хорёк в курятнике".
Фактически у него нет выбора.

P.S. Знал Абалкин про "детонаторы" в музее или не знал - ничего не меняет.
Случайный контакт с детонатором приводит к тем же последствиям, что и намеренный. На то он и детонатор.
Sunday, June 3rd, 2012 12:25 pm (UTC)
+++ Опять же логично предположить, что соединение "детонатора" с ЛА приведет к его активизации - либо как агента (если он еще "себя не осознал"), либо как могущественного агента.

Логично? По какой логике? Я уже не говорю, что какая-то слабенькая сверхцивилизация, которая не смогла загрузить в подкидыша ВСЮ вредоносную программу, и часть пришлось вынести на внешний носитель. Ну не шмогла так не шмогла, бывает. Но теперь, внимание - ВСЕ жетоны отданы землянам в распоряжение. Причем то, что земляне наверняка будут часть жетонов обследовать разрушающими методами анализа и - не догадаются о связи? Ах ну да, они же тупые.

Дальше, что заставляет их пометить видимым для землян образом - и тем же символом пометить "подкидышей"? Ах ну да, "подкидыши" же иначе перепутают, кому какой детонатор, в самом деле. А заложить в программу каждого подкидыша простенький алгоритм дешифровки, да что там, просто табличку "1-треугольник, 2 - круг ..." да даже просто каждому его символ впечатать в мозги, а не на локоть? Ах ну да, оперативная память как раз исчерпалась, сложную программу воссоединения с детонатором записали, а пары килобайт на изображение значка - какой детонатор твой - не хватило. Сверхцивилизация, фуле. Ах ну да, не забудем, что каждый подкидыш в режиме 24*7 связан со своим детонатором неким полем, которое может его убить - но вот чудо, не может подсказать ему, КАКОЙ именно детонатор брать из коробки.

Я излагаю примерно логику Максима, который сразу понял, что Странники да, чужая и чуждая цивилизация, которая играет с нами в страшную игру, но что тривиальная возможность уничтожения всех подкидышей или любого по выбору входит в правила их жуткой игры, а вовсе не ее баг. И метка на жетоне и локте - не баг, а часть эксперимента: чтобы земляне могли убивать подкидышей выборочно, а не всех разом.

То есть, Максим понял, что Экселенцем Странники манипулируют, и что тот повелся.

Кстати, в первой редакции Обитаемого острова Экеселенц назывался Странником. Интересно, правда?
Sunday, June 3rd, 2012 12:48 pm (UTC)
Сикорски не хуже Максима понимает, что Странники чужая и чуждая цивилизация, которая играет с нами в страшную игру. Очевидно, "детонаторы" и всё, что с ними связано (метки на локте и т.д.) - "не баг, а фича".
Игра страшная, цель её неизвестна. Но проигрывать нельзя, от слова совсем. Поэтому нужно перестраховаться.

Сикорски считает - если на коробке, присланной Унабомбером, детским почерком написано "внутре лижит МИНА, щас как взарвецца!", это не значит, что внутри мины нет.
Манипулируют? Пусть манипулируют, хрен с ними. Будем вести себя так, как будто точно известно, что внутри мина. Слишком высоки ставки.

ЗЫ. Экселенц и есть Странник "Обитаемого острова" (как минимум, в авторской редакции) - это его кличка среди Неизвестных Отцов. Все совпадения случайны :)
Sunday, June 3rd, 2012 12:54 pm (UTC)
Вы остановитесь на какой-то логике. Если он не знает о Странниках ничего и гипотез у него нет (кроме одной - что "они очень сильные и жуткие"), то никакой оправданной модели поведения просто не может быть, а все оправдания его задним числом сводятся к "он не знал, как поступить".

А то, знаете, так можно перестраховаться так, что самому сделать для бандитов то, что они не могли сами (обычный, кстати, сюжет детектива - хитрые бандиты манипулируют копом-параноиком и добиваются того, что без него не могли).

Рассказ Чапека "Следы" читали? Вот так ведет себя настоящий, психически здоровый коп. Главное - чтобы коп не умничал, умничающий коп - это АдЪ, а суперкоп с правом на убийство и еще и умничающий - такого лучше застрелить прежде чем родится.
Sunday, June 3rd, 2012 01:33 pm (UTC)
Ну вот я и говорю, что надо проводить в детстве специальных психотест, и у кого окажется профиль "пригоден в начальники спецслужбы" - того пристрелить.
Sunday, June 3rd, 2012 01:36 pm (UTC)
и у кого окажется профиль ... того пристрелить

"пригоден в начальники спецслужбы" :)
Sunday, June 3rd, 2012 07:47 pm (UTC)
Что ж поделать - у Сикорски был профиль "пригоден в начальники спецслужбы", а пристреливать тогда было не принято. Гуманизм! Кроме того, раз есть спецслужба, кто-то должен ее возглавить.

Сикорски, как и все мы, довольно много знает о Странниках - это сверхцивилизация, которая играет с землянами (и с ним самим) в неизвестную игру с очень высокими ставками. Как ему играть? Вы очень точно заметили - не умничать.

Если сверхцивилизация выбрала тебя партнером по игре, то явно не за выдающиеся игровые качества. Мы для них муравьи (ладно, дети), и если интересны, то именно в этом качестве. Значит, не строй из себя суперигрока, не умничай.
Он и не умничает: ведет себя как обычный начальник спецслужбы, параноик по долгу службы, с соответствующей логикой. Ничего "супер". Никакого "права на убийство" - Сикорский отлично знает, что совершает тяжкое преступление, стреляя в Абалкина. Но он должен.

Упрекнуть Сикорски можно лишь в том, что он берет ситуацию близко к сердцу, в отличие от комиссара полиции у Чапека. Впрочем, не знаю, был бы комиссар так равнодушен, если бы загадочные следы смахивали на следы маньяка-серийного убийцы, приметы которого разосланы по всем участкам полиции Чехословакии?
Sunday, June 3rd, 2012 07:50 pm (UTC)
Вот уж в последнюю очередь я собираюсь задумываться о тонких душевных страданиях чекиста.
Sunday, June 3rd, 2012 08:05 pm (UTC)
Под такими словами подписался бы любой чекист.
Но не Сикорски.

БНС писал, что замысел "Жука в муравейнике" - в любом обществе сотрудники спецслужб, даже являясь очень хорошими людьми (как Сикорски, на взгляд авторов), будут совершать преступления. Банальность, если вдуматься...
Monday, June 4th, 2012 08:19 pm (UTC)
Не знаю что там на взгляд авторов, а на мой, сугубо читательский взгляд ничего хорошего в Сикорски нет еще с того времени когда он был Странником в Обитаемом Острове и назывался Павлом Григорьевичем. "Лысый тип с глазами холодного убийцы" - это оттуда. Его роль и в "Обитаемом острове" неблаговидна. Если его институт и не создатели излучателей (первой редакции в напечатанной, кажется, в Неве, где у него еще русское имя, ни у кого не сохранилось, а там это было), то по-крайней мере развиватели и усовершенствователи технологии. Ну и чего от него ждать в "Жуке"?
Sunday, June 3rd, 2012 01:08 pm (UTC)
/* Теория состоит в том, что ЛА создан Странниками с некоей враждебной целью */
Это не так. Теория состоит в том, что "подкидыши" созданны Странниками с некторой их собственной целью. При этом "Странники абсолютно равнодушны к чужому разуму и склонны относиться к нему как к средству для достижения своих целей, а вовсе не как к партнеру по контакту".
То есть враждебности или злонамеренности не предполагается. Предполагается, что земная цивилизация для Странников является неким ресурсом, технология и последствия использования которого для самих землян совершенно неизвестны.

/* исключительно потенциально могуч, практически непобедим, но его могущество активизируется только после того, как ему удастся воссоединиться с "детонатором". */
Ничего этого в теории нет. В теории есть предположение о том, что "детонаторы" играют какую-то роль в технологии. Предположение о "стремлении к воссоединению" и все прочее появилось после выяснения факта, что "хранительницей" детонаторов является Майя Глумова.
Edited 2012-06-03 01:09 pm (UTC)
Sunday, June 3rd, 2012 10:01 pm (UTC)
Совершенно согласен. Именно так все это и читалось - как дилемма, как необходимость и неизбежность личного выбора между этически недопустимым поступком (убийство) и спасением человечества от неизвестной опасности, проистекающей из запуска неких глобальных и быстротекущих процессов, контроля над которыми быть не может.
Sunday, June 3rd, 2012 04:45 pm (UTC)
-евреи, как известно, любят сосать соки из трудящихся людей, а также торговать и обманывать при торговле; поэтому надо запретить евреям пахать землю и вообще заниматься чем-либо кроме торговли и ростовщичества

Очень-очень странная логика. По нормальной логике следовало бы запретить евреям торговать и давать деньги в рост, а заставить пахать землю и добывать уголь в шахтах.
(deleted comment)
Sunday, June 3rd, 2012 05:59 pm (UTC)
Таки запрещали. Что пахать, надо иметь что пахать, т.е. землю. Владеть землей евреям запрещалось, а аренда была сильно ограничена.
Sunday, June 3rd, 2012 05:56 pm (UTC)
Ваши слова да русским царям и министрам в уши. Но вот почему-то они рассуждали именно так.

(опасливо) Не обижайтесь, но что, совсем-совсем иронии не слышно?
Monday, June 4th, 2012 02:52 am (UTC)
Немного офф.

Мне всегда казалось, что у АБС речь идёт в первую очередь именно о науке. (http://grihanm.livejournal.com/96167.html)

Более того - мне кажется аналогия (Сикорски-детонатор-ЛА) вообще не подходит для любой вненаучной темы, потому что только там есть что-то совершенно неизвестное, не поддающееся никаким прогнозам.

И это в полной противоположности к аналогии из Воннегутовской "Колыбели для Кошки" (Феликс Хониккер - лёд 9 - Папа Монзано), которая имхо совсем не подходит для научной тематики, но подходит под политику :)

В ЖВМ кстати я однозначно солидаризируюсь с Бомбергом, а в КДС - ни с кем.
Edited 2012-06-04 03:19 am (UTC)
Monday, June 4th, 2012 08:42 am (UTC)
Есть аллегории, в которых потерян внешний смысл, это такой ясный намек, что именно аллегория. Про что - легко догадаться: Абалкин - еврей, "детонатор" - виза, надо не дать под выдуманным предлогом, что соединится с мировой буржуазией и будет помогать ей вредить СССР. Почему нет смысла - очень не согласуется с картиной СССР=Обитаемый остров, где у людей мир наизнанку, так что даже снаружи ничего нет, а вокруг-то на самом деле - нормальные люди. И вдруг в "Жуке..." они тоже ненормальные. Хотя на неадекватность Сикорски-Странника намек был, недаром они с Максимом при первой встрече подрались (не мог сразу по-русски или по-немецки заговорить?). Но бывают недоразумения. Хотя в фильме их драка уже не недоразумение, они уже знают, кто - кто. Но там и режиссер мог изменить, и Стругакие к тому времени учли подвиги Сикорски в "Жуке".