January 2019

M T W T F S S
 123456
78 910111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

За стиль благодарить

Развернуть метки

No cut tags
Sunday, September 3rd, 2006 01:05 am
Защитники образа действий россиянского государства в Беслане и Норд-Осте (скажем, maxim_sokolov) применяют фундаментальную подмену: обвиняют своих оппонентов (родственников жертв, авторов "Правды Беслана", профессора Ю.Савельева) в том, что те выбирают "уступки террористам". Дальше включается небесспорная, но имеющая смысл система аргументации "уступив сегодня, завтра потеряем вдвойне" (аналогичную подмену совершают те, кто выступают против уступок в обмен на заложников исходя из государственнических соображений).

Однако проблема не в этом. Дело в том, что уступки террористам (реальные или мнимые) не являются единственным способом спасения заложников. Есть множество других, начиная от уговоров, не связанных с уступками (например, с привлечением авторитетов) и кончая спецоперацией.

Рассмотрим последнюю тему. Итак, спецоперация. Внимание, это важно: спецоперация по освобождению заложников.

Важно понимать, что с момента начала любой операции, проводимой минимально грамотно, террористы обречены на уничтожение или арест. Т.е. такая цель, прямая или косвенная, есть у любой спецоперации, существенно, ставится ли в качестве главной цели освобождение максимального числа заложников?

За решение всякой задачи надо платить. Чем? В данном случае, очевидно, ресурсами государства: финансами, оружием, жизнями бойцов, наконец.

Напомним, что задача уничтожения террористов (блокированных!) решается в любом случае, а платить нужно за спасение заложников. Иными словами, бывают дешевые и простые операции, при которых заложники не спасаются (или спасаются, если повезет), и дорогие, в которых делается решительная и обеспеченная ресурсами попытка их спасти.

Если ставится ТОЛЬКО задача уничтожения террористов, операция может быть очень дешевой - можно использовать подавляющее огневое превосходство, можно не экономить время (операция по освобождению ДОЛЖНА проходить за секунды, максимум за сотню секунд, чтобы лишить террористов времени на уничтожение заложников, операция по уничтожению может занимать часы и дни). Интеллектуально и управленчески она тоже неизмеримо проще.

Посмотрим с этой точки зрения на Норд-Ост и Беслан.

1. Обе операции были чрезвычайно "дешевыми" с точки зрения потерь бойцов спецназа, в Н-О у них, кажется, вообще не было потерь, в Беслане потери много меньше, чем у оборонявшихся в каменном здании террористов. В Беслане, кажется, заметная часть потерь связана с тем, что бойцы спецназа добровольно спасали заложников, обнаруженных в зоне боя.

2. В Беслане широко применялось тяжелое оружие (в том числе огнеметы и танковые пушки), в Н-О было применено отравляющее вещество, опасное для жизни заложников в большей степени, чем террористов (частое возражение, что ОВ не было опасным само по себе, разбирается ниже).

3. Обе операции были длительными, оставлявшими террористам много шансов для принятия решения и приведение в исполнение расправы над заложниками (в Н-О это время исчислялось десятками минут, в Беслане - часами). Стоит отметить, что этот фактор в случае Н-О дает возможное объяснение отсутствию подготовки к лечению пострадавших от газа: Штаб был уверен, что террористы расправятся с заложниками взрывом или расстрелом, и живых пострадавших от газа будет мало - несколько десятков, а не около 800. Для нескольких десятков помощь была запасена.

4. Все успешные операции по освобождению заложников предусматривают основной тактический элемент - решительный, стремительный рывок подготовленных бойцов спецназа либо в зону, где содержатся заложники, с их выводом, либо в место расположения основной части террористов (если возможно их отделить от заложников). Атака начинается внезапно, по возможности скрытно, лишь с момента обнаружения террористами могут подключаться средства огневой поддержки, шумовые, ослепляющие, отравляющие средства. Но главный элемент - атака, спланированная так, чтобы от момента ее обнаружения до обезвреживания террористов (хотя бы той их части, что непосредственно угрожает заложникам) проходили секунды. Понятно, что такая атака требует наличия отряда подготовленных бойцов, и сопряжена с риском для их жизни. Такие атаки не проводились ни в Беслане, ни в Н-О.

5. Последнее, может быть самое важное, а может и нет: никто из властей никогда не говорил, что отдавался приказ о выдвижении приоритетной цели спасения заложников. Наемные пропагандисты, разумеется, называли задним числом эти операции "операциями по освобождению заложников", но эта формулировка не основана ни на каком официальном документе - только на том факте, что часть заложников осталась в живых. А нет приказа - нет оснований спрашивать, как он выполнен. Из всего сказанного вытекает, что приказ был другой - об уничтожении террористов с минимальными потерями для личного состава и минимальными расходами бюджетных средств, при этом, если удастся еще и спасти каких-то заложников - что же, это будет дополнительной удачей.

Отдельная тема, которую я лишь упомянул в начале текста - это тезис "нельзя идти на уступки террористам, это в будущем приведет еще большим жертвам". В принципе, и этот тезис не очевиден, например, что такое "в будущем"? Сколько лет мы еще собираемся воевать, подвергаясь террористическим ударам? Стоит ли политическая цель ведущейся войны этих потерь? Если война - это продолжение политики другими средствами, нация имеет право знать, какова эта политика и каковы средства, и принять решение, стоит ли политическая цель затрачиваемых кровавых средств. Чаще всего этот трезвый расчет подменяется разговорами о том, что "мы" противостоим Абсолютному Злу, а потому война будет вестись до победы, если надо - вечно (отсюда возникает тема потерянных "в будущем" бесчисленных жизней).

Но главным итогом этого рассмотрения я считаю ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД, что в операциях в Беслане и Норд-Осте приказ на освобождение заложников не отдавался и их спасение не планировалось и не производилось как ПРИОРИТЕТНАЯ цель операции.

В Беслане ряд офицеров и бойцов спецназа по собственной инициативе, а не по приказу, спасали заложников, некоторые из них отдали свою жизнь для спасения других. Вечная им память и благодарность!

Если я прав - Штабу и тем, кто санкционировал его решения мы можем адресовать прямо противоположные слова.
Saturday, September 2nd, 2006 09:26 pm (UTC)

Сколько лет мы еще собираемся воевать, подвергаясь террористическим ударам? Стоит ли политическая цель ведущейся войны этих потерь? Если война - это продолжение политики другими средствами, нация имеет право знать, какова эта политика и каковы средства, и принять решение, стоит ли политическая цель затрачиваемых кровавых средств.


На этот вопрос, как мне кажется, ответ существует.
Политическая цель данной войны - сохранение политической и культурной идентичности России (ну или европейской цивилизации в целом).

При этом пока неизвестно (если не считать неприемлемой для существующего правительства концепции распределенного ответа Раймонда-Переслегина)
способа ведения войны, который бы позволил от "глухой обороны" перейти к активным действиям.

Поэтому предполагается вести войну теми средствами, которые мы имеем, до тех пор, пока означенный способ не будет изобретен.


Saturday, September 2nd, 2006 09:50 pm (UTC)
Понимаете, это ВАШ ответ (вполне допускаю, что он "правильный"). Как только мы попытаемся его примерить на роль ответа, даваемого политическим классом России, возникнет ряд трудных вопросов, например, что такое "политическая и культурная идентичность"? Что-то мне кажется, что полит. класс не сможет договориться, входит ли в это понятие, скажем, право на независимость личности от государства - поделится примерно пополам.

А что это за идентичность, если она не идентична самой себе?
Sunday, September 3rd, 2006 05:14 pm (UTC)
Нормальная идентичность. Рамочная. Всё что в пределах некоторых рамок, идентичности соотвествует, всё что за рамки выходит - её теряет.

Рамки задаются, в частности, следующими принциами.

1. Человеческая жизнь является очень высокой ценностью. Как правило, это распространяется, хотя уже необязательно, в том числе на жизнь неизлечимо больного, испытывающего ужасные мучения (поэтому запрещена эвтаназия),
на жизнь заведомого преступника, преступления которого наказаны на суде (поэтому смертная казнь либо отменена, либо на неё введен мораторий). Предпринимаются попытки распространить этот принцип и на жизнь нерожденных детей (и запретить аборты), но здесь здравый смысл пока перевешивает. Фактически единственной ситуацией, когда допустимо убийство человека является ситуация открытого вооруженного столкновения. В ситуации необходимой самообороны человека убить можно. И то будешь долго-долго доказывать что не превысил пределов самообороны. Либо, представитель власти имеет право применить оружие против человека, оказывающего ему сопротивление при исполнении. Тут могут быть варианты - насколько начальство будет сильно пинать этого представителя власти за то что не сумел обойтись без стрельбы. Но пинать будет практически наверняка.

2. Есть ряд прав, которые считаются неотъемлемыми для каждого человека. В том числе - право на свободу слова, которое включает в себя право неограниченно критиковать правительство, и право передавать через СМИ информацию о действиях силовых структур в реальном времени, не особо задумываясь о том, насколько осложнятся действия оных структур если те, против кого они действуют, эту информацию вовремя получат.
В том числе - право на свободу передвижения.
В том числе - право на неприкосновенность личной жизни, трактуемое весьма широко.
Sunday, September 3rd, 2006 12:11 pm (UTC)
Оценивать действия по спасению заложников можно только в сравнении с такими же действиями спецслужб других стран. Мюнхен, Энтеббе и т.д. Каковы были потери среди заложников, террористов, спецназа и т.д. Это специальный разговор, его надо вести с участием профессионалов. Думаю, что наши "альфовцы" от идеала далеки.
НО - сначала надо решить принципиальный вопрос: надо ли освобождать заложников силой, понимая, что часть из них при этом непременно погибнет, или следует принимать любые требования террористов ради теоретической возможности спасти всех заложников до единого? Это очень сложный вопрос, но отвечать на него надо. И, как правило, любое государство выбирает силовой вариант.
Sunday, September 3rd, 2006 12:37 pm (UTC)
Обратите внимание, у меня ясно сказано: рассмативаются действия ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫБРАН СИЛОВОЙ ВАРИАНТ. Допустим, мы его выбрали, что дальше?

А дальше развилка - только обезвреживаем террористов, т.к. это дешевле, или пытаемся спасать заложников, хотя это дороже.
Sunday, September 3rd, 2006 01:30 pm (UTC)
Если бы цель спасти жизни заложников вообще не ставилась, бесланскую школу и московское ДК можно было бы просто сравнять с землей вместе с террористами и их жертвами. Так что цель спасти заложников была несомненно. А профессинализм должны оценивать профессионалы.
Sunday, September 3rd, 2006 02:51 pm (UTC)
У меня приведены аргументы, что не ставилась. У Вас никаких контраргументов я не вижу.

Понимаете, когда советские войска штурмовали Кенигсберг, перед ними не ставилась задача "спасти рядовых немцев от власти нацистов", однако бОльшая часть населения города выжила. Факт наличия выживших ничего не говорит о том, какова была задача.
Sunday, September 3rd, 2006 04:03 pm (UTC)
Что-то я не заметил Ваших аргументов.
А аргументы в пользу версии об освобождении заложников есть, и очень простые - это боевые приказы спецназовцам. Спецназ действует по приказу, а не по "собственной инициативе". В частности, был и приказ начать операцию по спасению, были и тренировки. Вот и материальная база для анализа.
Sunday, September 3rd, 2006 04:26 pm (UTC)
это боевые приказы спецназовцам

И что, Вы можете привести какие-то аргументы в пользу их существования? Я допускаю, что такие приказы, если бы они были - секретны, но сам факт их отдачи хотелось бы засвидетельствовать. Вот Путин, или Патрушев, или Нургалиев - говорит "я отдал приказ о спецоперации с целью освобождения заложников". И, кстати, следующая фраза, напрашывающаяся: я оцениваю результаты выполнения этого приказа как (провальные, терпимые, отличные...)

Спецназ действует по приказу, а не по "собственной инициативе".

Вот-вот.
Sunday, September 3rd, 2006 05:10 pm (UTC)
>И что, Вы можете привести какие-то аргументы в пользу их существования?
Для этого достаточно просто пообщаться с бойцами. Технология работы бойца спецназа предельно проста.
> Вот Путин, или Патрушев, или Нургалиев - говорит "я отдал приказ о спецоперации с целью освобождения заложников

Вот именно - а дальше разворачивается внутренняя кухня, с боевыми заданиями командирам рот, взводов, личному составу. Задания ставились в форме "уничтожить боевую точку такую-то", "уничтожить СВУ применением РПО-А", "обеспечить самопроизвольную эвакуацию заложников" - как-то так. На ПравдеБеслана много материалов по протоколам.

Анализ таких приказов - вещь неблагодарная. Проблема в том, что и планирование операции в Беслане было на отвратительном уровне, и реализация хромала на обе ноги - но ФСБ никогда этого не признает. Поскольку такой властью может обладать только парламент, а он у нас не заинтересован в установлении разумного контроля на спецслужбами и готов только к крайностям. Вот и все.
Sunday, September 3rd, 2006 06:25 pm (UTC)
Что ваши аргументы кажутся вам убедительными, я уже понял.
Сначала профессионалы должны проанализировать, были ли другие варианты действий, при которых был шанс на спасение большего числа заложников. Если были - тогда надо анализировать, почему действовали именно так, а не иначе - по недостатку профессионализма или потому, что жалели средства и солдат. А все наши разговоры - болтовня пикейных жилетов.
Sunday, September 3rd, 2006 06:41 pm (UTC)
У Вас в рассуждениях логический порочный круг. Вы полагаете данным то, что надо доказать - что задача спасти максимум заложников вообще ставилась.

По тому, как упорно Вы избегаете обсуждения по существу - у меня создается впечатление, что Вы не поняли, о чем речь. Поскольку Вы все время уводите разговор на другие темы - я не думаю, что Вам стоит продолжать в том же духе.
Sunday, September 3rd, 2006 07:30 pm (UTC)
Да, не стоит. Видите ли, я всегда полагал, что презумпция невиновности распространяется и на "власти".
Sunday, September 3rd, 2006 08:34 pm (UTC)
Вы ошибались. Презумпция невиновности распространяется на лицо, обвиняемое в установленном порядке в уголовном преступлении. Это исчерпывающее определение.
Sunday, September 3rd, 2006 02:26 pm (UTC)
Говорят, тут проблема в том, что вмешались шкурные интересы властей, а спасение заложников или уничтожение террористов стали на этом фоне несколько второстепенными задачами...

>Сколько лет мы еще собираемся воевать, подвергаясь террористическим ударам?

Вроде, говорят, Горбачев хотел отделить Чечню, вывел войска - но отделить ему не дали - случился путч. Вы не знаете, насколько этому мнению можно доверять?
Sunday, September 3rd, 2006 03:44 pm (UTC)
Ну там обстановка все равно была напряженная - из-за депортации чеченцев Сталиным, из-за похода генерала Ермолова - у Чечни и России особые отношения.

Вот пишут: http://www.vlasti.net/index.php?Screen=news&id=91927

Проблемы начались еще в 1990 году, тогда в почтовых ящиках появились первые "письма счастья" - анонимные угрозы с требованием убираться по-хорошему. В 1991-м стали среди бела дня исчезать русские девчонки. Потом на улицах стали избивать русских парней, затем их стали убивать.

И вроде как Горбачев придерживался такой точки зрения, что мира там все равно не будет (из-за разных традиций и давней истории противостояния)- поэтому лучше Чечню от России отделить.
Sunday, September 3rd, 2006 03:59 pm (UTC)
Волнений не было, ага. Но при проезде поезда через территорию Чечни вагоны и купе запирались изнутри, дабы не ощутить гостеприимность хозяев. Все было очень спокойно.
Sunday, September 3rd, 2006 04:30 pm (UTC)
В те же ранние 90-е (Вы же говорите о Горбачове, а не о Ельцине) запирались купе во всех поездах, даже через Европу (Польшу - сам ездил) - проводник специальный дрын выдавал. И я знаком с семейством, которое грабанули (не обокрали, а именно грабанули) вместе со всем плацкартным вагоном Анапа-Ебург, пока поезд шел по перегону Тула-Рязань 6 часов без остановки. В 1994 году, если интересно.

Т.е. Ваш пример несколько мимо кассы. Что в 1991-1994 годах поезда в Чечне грабили не по деццки - это истинная правда, я сам ехал (в 1992) на поезде с пулевыми дырками, но что ситуация вышла из-под контроля уже при Горби - мне кажется, это сдвиг временного ряда.
Sunday, September 3rd, 2006 05:04 pm (UTC)
Ситуация внешне может быть и была под контролем - то есть еще не рвануло. Но запал подожгли не позже, чем Дудаев выехал в Чечню. Я не верю, что там "случайно" оставили склады с оружием, что "случайно" кто-то говорил от отделении республики, находящейся внутри СССР и не имеющей внешних границ -в то время, как Среднюю Азию не собирались отпускать не под каким предлогом и русским прямо воспрещали оттуда уезжать.
Sunday, September 3rd, 2006 05:17 pm (UTC)

Вроде, говорят, Горбачев хотел отделить Чечню, вывел войска - но отделить ему не дали - случился путч. Вы не знаете, насколько этому мнению можно доверять?

Вы думаете это бы остановило терроризм? Я в этом сильно сомневаюсь. Вон Израиль уже 60 лет пытается как-то размежеваться с палестинцами, а толку чуть.
Monday, September 4th, 2006 04:40 am (UTC)
Думаю, остановило бы, так как основная причина терроризма - первая и вторая чеченские войны, политика силой ввести Чечню в состав России.

Для Израиля, если не ошибаюсь, это вопрос выживания - поэтому они на это не идут. А Россия вполне может себе позволить отделение Чечни. Вывели ведь войска из Афганистана - ничего страшного не произошло.
Monday, September 4th, 2006 01:59 pm (UTC)
Спасибо.
БУдучи в Беслане, не имела возможности подключиться к дискуссии с защитниками действий власти в Беслане и Н-О.
Friday, September 15th, 2006 06:38 pm (UTC)
object пишет:

Да, Александр, вы правы. Порылся по ссылкам. Вот свидетельства заложников.

"Я потерял сознание, пришел в себя в 7 ГКБ, кружилась голова, колотила дрожь (том 35, стр. 11 )."

"В 4 часа слышала выстрелы с улицы, через 1 час почувствовала запах газа, потеряла сознание , наклонила голову вниз , очнулась в 7 ГКБ (том 35, стр. 25 )."

"В 5 часов почувствовала запах газа. Боевики одели респираторы. Была стрельба, а потом длинная пауза. В автобусе было 17 человек. Сознание не теряла, была отправлена в 7 ГКБ (том 35, стр.26,29)."

"Один из террористов сообщил, что через 5-7 минут будет штурм, просил пригнуть голову ( том 35, стр. 73). При штурме я не очень хорошо себя чувствовала."

"Сами террористы сказали нам, что пустили какой-то газ. 5 часов, почувствовала запах газа и началась стрельба. Была направлена в 7 ГКБ с дочерью. 7 часов почувствовала запах газа (том 35, стр. 90,95)."

"7 часов, Один террорист закричал, что пустили газ и террористы стали одевать респираторы. почувствовал газ, выстрелы за пределами нашего помещения."