Есть такое понятие — "меритократия", власть лучших, и мы никак не можем прийти к тому, чтобы все решали лучшие люди, вместо этого всюду какие-то не очень, и иногда граждане кричат "долой!". А мне кажется, меритократия нам не поможет. Посмотрите, что делают самые лучшие люди.
Музей Нового западного искусства уничтожил Сталин — Ирина Александровна исправляла преступления сталинизма. С этой целью она не обращала внимания на законодательство и предала тех, кто ей бескорыстно помогал. Ирина Александровна Антонова, вне всякого сомнения, один из лучших людей нашей страны. У нас есть такая проблема, что государство устанавливает правила, но не для лучших людей, а вообще. А лучшие — это исключения, они живут не по правилам. В результате все конкурируют за то, кто большее исключение. И самое заслуженное исключение оборачивается тем, чем обернулось в Пушкинском музее.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2249182
Музей Нового западного искусства уничтожил Сталин — Ирина Александровна исправляла преступления сталинизма. С этой целью она не обращала внимания на законодательство и предала тех, кто ей бескорыстно помогал. Ирина Александровна Антонова, вне всякого сомнения, один из лучших людей нашей страны. У нас есть такая проблема, что государство устанавливает правила, но не для лучших людей, а вообще. А лучшие — это исключения, они живут не по правилам. В результате все конкурируют за то, кто большее исключение. И самое заслуженное исключение оборачивается тем, чем обернулось в Пушкинском музее.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2249182
no subject
no subject
Конечно, для того чтобы сложились такие правила, нужна практически железная уверенность, что уникальный проект сложился благодаря счастливой случайности и любая попытка сменить власть приведет к тому, что агрессивная среда его сожрет. Но такая уверенность обычно есть и подкреплена опытом поколений.
Это, кстати, отчасти ответ на вопрос, почему не складывается со сменяемостью руководства.
no subject
Хотя к созданию ГМИИ имени Пушкина, замечу, Ирина Александровна абсолютно никакого отношения не имеет.
no subject
Не проговорись только где-нибудь в неподходящем месте :)
Понимаешь, поведение подобных людей подчинено не только их личным психологическим установкам. Их проект без них часто в самом деле обречен, или во всяком случае, так считают весьма многие. В России мыслят в подобной логике, и никого не переубедить. До смешного: люди могут высказывать радикальнейшие мысли о необходимости смены власти и ротации элит, но совершенно не желают слышать о подобных механизмах в близком им сфере. И их можно понять.
no subject
no subject
У Путина есть самостоятельная зловредность, никак не связанная с русскими политическими традициями. Так и так выстроилась бы (и в значительной мере выстроилась) властная вертикаль, со всеми ее прелестями. Но к власти пришла ГБ-шная группировка, которая -- со свойственной сотрудникам этой организации невежественной самоуверенностью -- выстроила ее в чересчур жестком виде. При этом она порвала с начавшей было складываться традицией, не демократической, разумеется, но дающей возможность артикулировать и примирить интересы групп влияния и отчасти социальных слоев, и при этом соблюдать либерально-демократический декорум. Система была, конечно, дрянь, но минимум гибкости она обеспечивала и перспективу постепенного расширения демократии и борьбы за разнообразные права она открывала. Так вот, ГБ-шная группировка от всего этого, почитай, отказалась, выстроила систему жесткого обеспечения лояльности, взамен была вынуждена потакать алчности всех, кто эту систему обслуживает, и обеспечивать их неподсудность, а вместо либерально-демократического декорума -- играть с основной массой народонаселения в совсем уже дурнопахнущие игры (борьба с ЛГБТ-активистами, защита чувств верующих, поглаживание по голове сталинистов и т.п.). Эта система для страны губительна и морально, и прагматически, и ее надо бы обрушить. К выстраиванию реально работающих демократических институтов эта задача прямого отношения не имеет.
К Собянину, собственно, до недавнего времени была одна претензия -- что он часть этой вертикали. Сейчас к этому добавилась чудовищная кампания против мигрантов. Остальные претензии... не то чтобы их не было, но они либо связаны с болезнями, которыми время от времени болеет любой мегаполис, либо с устройством властной вертикали, изменить которое мэр не в состоянии.
Навальный сам по себе не очень интересен, интересны чаяния среднего класса, стоящие за ним. Обобщить их можно было бы примерно так: я хочу, чтобы замшелое, погрязшее в коррупции и бюрократизме государство ушло из моей жизни, перестало навязывать мне любые обременения, дало возможность решать проблемы самому или на уровне микрорайона, дало возможность самому бороться с тем, что мне мешает и т.д. А где же, спросите вы, лезгинка, мигранты и прочая ерунда. Да все они там и все они оттуда. Это такая неотрефлектированная мечта о строе территориальных корпораций, в которых заправляют молодые, успешные, уверенные в себе люди, в первую очередь мужчины. Интуитивно мне эта мечта кажется фашистской (в терминологическом смысле слова, nothing personal), с точки же зрения нашего разговора это попытка снять проблему, устранив область, в которой она возникает.
no subject
А если демократические институты не выстрить, будет снова как в 1991 году. Сначала к власти придут какие-то относительно приемлемые фигуры (ну, мне сложно сейчас прогнозировать, кто это мог бы быть - ну, там, Кудрин, или Набиуллина - я сейчас наугад какие-то фамилии называю, ясно, что никто из них при их плюсах и минусах президентом никогда не будет). Потом начнутся проблемы. А потом будет проведена операция по передаче власти - и снова придёт какой-нибудь чекист.
Конечно, десять лет без чекистов - это уже очень неплохо (хотя далеко не все сейчас называют 1990-е годы лучшим временем своей жизни), но если мы говорим о стратегическом развитии - нельзя ждать, что вертикаль разрушится, и низовые демократические структуры сами собой начнут появляться. Вон, Ирина Александровна и 80-е годы пересидела, и 90-е, и 2000-е, и дальше бы ещё сидела, если бы не сочла себя всесильной и не решила у Пиотровского отобрать импрессионистов.
А направление сейчас, мне кажется - не к демократическим низовым структурам, а совсем в другую сторону. Как ты совершенно верно замечаешь в абзаце о Навальном.
no subject
Что касается твоего "циклического прогноза":
А если демократические институты не выстроить, будет снова как в 1991 году. Сначала к власти придут какие-то относительно приемлемые фигуры (ну, мне сложно сейчас прогнозировать, кто это мог бы быть - ну, там, Кудрин, или Набиуллина - я сейчас наугад какие-то фамилии называю, ясно, что никто из них при их плюсах и минусах президентом никогда не будет). Потом начнутся проблемы. А потом будет проведена операция по передаче власти - и снова придёт какой-нибудь чекист,
ты, конечно, в общем виде прав. Но если это обоснование того, что сначала надо создать демократические формы политической жизни, а потом уж пытаться порушить вертикаль, то здесь я, видимо, не согласен. Своим чередом должна идти работа по демократическому просвещению и социальному творчеству, своим -- подготовка обрушения вертикали. И конечно, надо не зевать, когда она -- скорее в результате внутренних проблем, чем организованного давления масс, скорее неожиданно, чем запланированно -- рухнет или станет проседать. В начале 1990-х прозевали, сейчас не надо бы.
Кстати, чекисты пришли не в период наиболее жестоких кризисов, а в период, когда ситуация стала выравниваться (импортозамещение после кризиса 1998, ожидание и начавший рост цен на нефть). Опасны тучные годы, а не тощие, кусок становится слишком жирным. Если удастся обрушить вертикаль, надо, наряду с развитием низовых демократических институтов, думать о том, как богатой части общества делиться с бедной. Иначе опять накроет.
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
no subject
А при чем тут законы и понятия? Я вообще не понял. Директор музея или чего там, он же не этим, так сказать, определяется. Он может действовать стопроцентно по закону, а всё равно погано работать. Мы же не о том, что делать, когда он напрямую нарушает закон.
no subject
Возьмём, ну, скажем, директора небольшого исследовательского института, который вдруг получил какое-то деньги. Не очень сейчас важно, откуда. И в его полномочия входит эти деньги как-то в подведомственном ему институте распределить. И пусть для простоты он может этот сделать как считает нужным. Вариантов принуипиально три: (1) взять себе или дать ближайшим друзьям; (2) рассматривать как материальную помощь; (3) установить какую-либо более-менее объективную систему оценки труда, и согласно ей распределить между сотрудниками. Скажем, по среднему геометрическому числа публикаций и числа патентов. Соответственно, любое такое решение посылает сотрудникам сигнал: (1) надо дружить с начальством, качество работы не имеет значения; (2) если будут деньги, всем раздадут вне зависимости от качества работы; (3) если лучше работать (точнее, оптимизировать свою работу под устаносленные критерии), будут деньги. Так вот, мой пойнт в том, что чем дольше этот самый директор на своём месте, тем более он склонен принимать решения типа (1), и тем менее типа (3).
Хорошо это или плохо, отдельный вопрос. Кому-то хорошо, кому-то плохо. Но объективно решение (3) способствует функционированию института по прямому назначению ("интересам дела"), а (2) и тем более (1) нет. Если бы всё работало по технологии (3), можно было бы сказать, что и сотрудникам прямая выгода - если лучше работаешь, потом приходит больше денег. А по системе (1) это вообще неважно - деньги приходят, если у директора друзья их распределяют. Если это так - пусть сидит хоть до ста лет, главное, чтобы деньги шли. Если нет (например, друзья сменились) - пусть уходит, или новых друзей заводит.
Понятно, примерно, о чём я?
no subject
no subject
no subject