January 2019

M T W T F S S
 123456
78 910111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

За стиль благодарить

Развернуть метки

No cut tags
Thursday, September 21st, 2006 09:55 pm
А. Штекли /Гипатия, дочь Теона (с krotov.info)

[начало]

...Этот день на всю жизнь остался в памяти Гипатии как кошмарный сон, в реальность которого трудно поверить.

Утром огромная толпа, предводительствуемая монахами, устремилась к Серапеуму. Сторожа успели поднять тревогу и закрыть ворота. Это лишь отсрочило развязку. Нападение было хорошо подготовлено. Руководил им сам Феофил. [еписком Александрии]

...Плиты, устилавшие площадь, обагрились кровью.

...Языческую заразу следует навсегда искоренить! Книги сбрасывали с полой. рвали, топтали ногами. Рукописи, за которые в свое время отдавали целые состоя ния, вышвыривались во двор. Там собира ли их в кучи и раскладывали костры. Внутренние помещения Серапеума, как и книгохранилище, громили долго и основательно.

[конец]

Ее стащили с носилок, швырнули на землю, поволокли к церкви. Там - в священнейшем для каждого христианина месте! - монахи, сорвав с нее одежды, принялись ее бить. Гипатию били нещадно, били с исступлением, били остервенелые фанатики, били, когда она давно уже была мертвой,

Останки ее выволокли из церкви и потащили на площадь, где заранее был разожжен огромный костер.

Страшная весть повергла Ореста в смятение. Гипатию убили и бросили в огонь!

Префект Александрии был сломлен. Он не рискнул даже послать в Константинополь доклад о случившемся. Убийство. Гипатии, по словам одного летописца, "угасило вражду" между Кириллом и Орестом. Префект решил, пока не поздно, помириться с епископом. Он признал себя побежденным.

Кирилл стал безраздельным властителем Александрии. [свт. Кирилл Александрийский, тогда епископ Александрии, родственник вышеупомянутого Феофила, память отмечается Православной Церковью 18(31)января.]


К чему я это все? К тому, что Александр Мень или Симона Вейль - несут не больше ответственности за "благочестивое рвение" этих святителей, чем Ахманиджад или Арафат имеют право считать себя наследниками рыцаря Саладина или создателя алгебры Ал-Хорезми. Цивилизации знают закат и восход, ночь и день, а потом, за закатом, приходит рассвет, даже если ночь была настолько беспросветно-черной, как Темные Века Европы.

А вот те, кто считает, что сегодняшнее превосходство "их" цивилизации было и пребудет всегда - вот их ночь будет вечной.
Thursday, September 21st, 2006 06:35 pm (UTC)
Сегодня уже мало кто помнит, что Малая Азия, Северная Африка и Египет были христинаскими до прихода арабов.
Стремительное продвиэение войск первых халифов было связано с тем, что арабы оказались на два порядка веротерпимее делегатов Константинополя.
Ведь после Александрийских погромов были еще и внутрицерковные чистки. Конфликт между арианами и ортодоксами, ортодоксами и несторианами был намного жестче чем например войны между протестантами и католиками.
После религиозных чисток арабы с их джизьей смотрелись настоящими благодетелями.
Thursday, September 21st, 2006 06:37 pm (UTC)
Не могу не согласиться.
Thursday, September 21st, 2006 07:26 pm (UTC)
Проблема не в прошлом и не в будущем - она в настоящем. Я охотно готов допустить, что в будущем мусульманские страны ждёт рассвет культуры и веротерпимости. Невозможно спорить с тем, что в средние века мусульмане были веротерпимее христиан (хотя терпимостью к язычникам они тоже не отличались). Но в настоящем времени имеются люди, которые стремятся к переделке всего мира согласно своим принципам (религии, идеологии - неважно) и не допускают возможности сосуществования с обществом, построенном на иных идеях (т.е. они сосуществуют, но считают это неправильным, временным состоянием). Проще говоря, люди принципиально отрицающие терпимость (но необязательно фанатики). Прилично ли в современном обществе выражать к таким людям неприязнь?
Thursday, September 21st, 2006 07:47 pm (UTC)
Но в настоящем времени имеются люди, которые стремятся к переделке всего мира согласно своим принципам (религии, идеологии - неважно) и не допускают возможности сосуществования с обществом, построенном на иных идеях (т.е. они сосуществуют, но считают это неправильным, временным состоянием). Проще говоря, люди принципиально отрицающие терпимость (но необязательно фанатики). Прилично ли в современном обществе выражать к таким людям неприязнь?

Не только прилично, но категорически необходимо. Это у меня в конце написано.
Saturday, September 23rd, 2006 09:46 pm (UTC)
***Невозможно спорить с тем, что в средние века мусульмане были веротерпимее христиан***

на что спорим?
Saturday, September 23rd, 2006 10:14 pm (UTC)
Я, кстати, не думаю, что получится спор, результаты которого будут признаны обоими сторонами. Средние века - это примерно шесть столетий, это две половинки Римской империи и две еще формально неразделившиеся Церкви, ислам тоже внутри себя не един. Ситуация с веротерпимостью и там и там менялась в пространстве и времени.

Может быть, стоит сузить вопрос и сравнить, скажем, Испанию до и после Реконкисты.
Sunday, September 24th, 2006 12:48 am (UTC)
А почему не, скажем, Византию до и после турецкого завоевания?

Sunday, September 24th, 2006 08:42 am (UTC)
Тоже да.

Лучше и то и другое. Вообще сравнивать вот такие сопоставимые вещи.

С Византией та проблема, что ее завоевание турками целиком вне рассматриваемого периода (это уж ни по какому счету не Средние Века).
Thursday, September 21st, 2006 07:27 pm (UTC)
А мне кажется, что если "их" цивилизация не та, которая основана на христианстве, исламе и т.д., а та, которая соответствует их этическим и моральным принципам, то они не будут дожидаться долгой ночи, а будут за неё бороться. В том числе, между прочим, и внутри общества с христианской или мусульманской культурой, если они там сподобились жить.
Thursday, September 21st, 2006 10:02 pm (UTC)
Имо цивилизации гибнут безвозвратно. А вот огонёк культуры чудом передаётся из слабеющих рук в набирающие силы. Потом он разгорается, озаряя соседей. Потом тухнет, вместе с носителем. Куда-то теперь его занесёт ввиду надвигающейся тьмы...
Thursday, September 21st, 2006 10:56 pm (UTC)
Ну да, я вот тоже попытался написать о чём-то подобном, но вышло неуклюже.