это битва телевизора и человеческого сознания, тяжелая артиллерия (холодильник) еще даже не подключалась.
Тут такой момент: когда включается "холодильник" (или элементарная политическая сознательность, что то же самое), Москва ВСЕГДА настроена более конформистски, чем провинция (точнее, чем малые и средние города, но это несущественная поправка, ввиду малочисленности и невлиятельности сельского населения). Дело в том, что у москвичей и "холодильник полнее", и их благосостояние в гораздо большей степени, чем у "тагила", зависит от процветания центральной власти. В случае, недайбог, революции - мало не покажется никому (это не аргумент против и не аргумент за революцию, это констатация факта), но москвичам - вдвойне.
Однако мы видим, что в Москве либеральный оппозиционный митинг собирает, типично, 30 тыс. (в пике до 100), в Питере - 2 тыс., в остальных городах, даже миллионниках - десятки человек. Во многих городах разрешенные оппозиционные митинги разгоняются квази-народными черносотенными дружинами (НОД и т.п.) - в Москве (и, вероятно,Питере) это нереальный сценарий - без прямой помощи полиции черносотенцев просто не хватит на провокацию. Есть веские основания считать, что если известное соотношение "86:14" верно в среднем по России - то в Москве цифры ближе к 60:40, а в разных "тагилах" - к 95:5.
Хотя, повторяю, в Тагиле и Воронеже холодильник бьет куда больнее. В чем же дело?
Как я понимаю, тут поможет смотреть на ситуацию в динамике. Ко второй половине 2013 года наметился выраженный застой в экономике, психологически воспринимаемый населением как медленное ухудшение жизненного уровня (один из очевидных и первых, как температура тела у больного, признак - быстрый рост закредитованности, особенно в системе микрокредитования). Я очень четко помню, как произнесение имени Орла Нашего дона Рэбы в курилке, троллейбусе или электричке вызывало кривые ухмылки, а то и ласковый матерок.
Более того, ПЕРВАЯ реакция населения (о спонтанности которой еще можно говорить) на крымскую авантюру была такой же, как и на Сочи: "большой хапок", очередной проект по залезанию в наши карманы в пользу приближенных. Как мы знаем, это удалось сломать "телевизором", применив две технологии:
--- максимальные мемы: были выбраны буквально все существующие в русской культуре сильные ментальные раздражители (их немного, и они хотя и максимально сильные, но тоже полуживые, но уж что есть то есть) - "мы сражаемся с фашизмом", "помним 9 мая, гордимся и скорбим", "против нас весь мир" (обратите внимание на отличие от советского "с нами почти весь мир"), "своих не бросаем", "убийцы детей";
--- "топлива не жалеть", или "количество имеет значение": пропаганда должна литься из любого утюга, включив любой канал ТВ или радио, люди должны слышать ее минимум 20 часов в сутки (остальные 4 часа должна идти скрытая пропаганда - аполитичные стихи о Крыме, например, прогнозы погоды должны начинаться Симферополем, а заканчиваться Севастополем - а на пике пропаганды включать Донецк и Луганск).
Пара месяцев такого прессинга - и запускается автокаталитический эффект. В ЛЮБОМ обществе есть десятки процентов людей, которые повторяют (довольно бездумно) все, что слышат в мейнстримных СМИ. В любом разговоре, в любой ситуации (как хорошо, что теперь можно дешево отдохнуть в Крыму, без издевательств бендеровцев и не зная уркаинского езика, как они теперь без нашего-то газа, слышали что последыши фашистов удумали?) Если при этом создать обстановку, в которой активные нонконформисты (которые, кстати, и так немногочисленны) боялись высказываться, у среднего человека в толпе складывается впечатление, что он имеет дело не с пропагандой (проплаченность и враждебность которой его интересу изначально предполагается всяким умственно нормальным россиянином), а с НАРОДНЫМ МНЕНИЕМ, а СМИ этому ПОДЫГРЫВАЮТ (а не наоборот). Стратегии же выживания россиянина таковы, что без сильных мотиваций (уровня спасения семьи и жизни) он не станет перечить ОБЩЕНАРОДНОМУ мнению.
На этом шаге десятки процентов честных россиян (в основном молчаливо) присоединяются к риторике конформистской группы. Это еще усиливает давление на оставшихся, и в конце концов на сторону победителя перебегают и они, кроме пары процентов упертых нонконформистов.
Почему же это не работает в Москве? Потому что в Москве не удается запустить автокаталитическую стадию: практически каждый колеблющийся и сомневающийся знает лично не одного, а 10-20 несогласных. Это вызвано сразу тремя эффектами:
--- оппозиционеров относительно много изначально;
--- город велик, поэтому их и абсолютно много;
--- огромная социальная динамика и усложненная социальная структура - у среднего москвича МНОГО разных "кругов", и если случайно он окажется окружен конформистами на работе или в семье, остается его киноклуб, компания родителей, отводящих детей на каток, форум любителей средних спаниэлей - и хоть где-то он убедится, что не "весь народ" повторяет за телевизором.
В результате в Москве пропаганда хотя и оболванивает бОльшую половину аудитории, но не может запустить самый выгодный и мощный механизм - самоубеждение. А между прочим, обходится эта пропаганда очень дорого. НЕ В ДЕНЬГАХ, нет, а в том, что расходует - сжигает - последние культурные ресурсы Империи, и уже ближайшее поколение россиян просто никак не будет отзываться на все эти сигналы, на всю "майскую тревогу".
Это печально, как всякая смерть культурного мифа, но надо трезво понимать, чем наше общество за него платило. "Пусть мертвые хоронят своих мертвецов".
А холодильник еще даже не выстрелил ни разу. Это еще впереди.