Редактор Журнала ЖЖ, старший майор Государственной Безопасности (да ладно, не выше летехи, а то и старшина) поместил в Журнал пост про очередное советское вундерваффе - суперпупер противотанковую пушку 107-мм. Типа "должна была уничтожать немецкие сверхтанки" (которые, как выяснилось, существовали только в больном воображении недобитых Берией советских шпионов).
Я перед чтением кое-что про эту пушку знал, о ней Ванников писал и разные другие люди, чуть-чуть более информированные, чем прыщавый писатель клавиатурой по интернету. Пушку эту велел создать, причем ударно, в 1941 году тов. Сталин, который помнил, что "это еще в Первую Мировую была отличная пушка". В Первую Мировую, май асс, хорошо, что он поход 1812 года не вспомнил. Наркомы и конструкторы взяли под козырек. Только что прошел 1937 год, за ним пришел 38-й, немногим лучше, расстреляли всего-то 700 тысяч всяких наркомов и конструкторов, дураков объяснять, что не так с этим приказом - не было. Ну а что через несколько месяцев война, и за приказ заплатят миллионы русских мужиков - бабы новых нарожают, а чего тут.
Дело тут такое. В дореактивную эпоху бронепробиваемость обеспечивалась огромной начальной скоростью снаряда, которая, при данном химическом составе пороха, зависит прежде всего от длины ствола пушки В КАЛИБРАХ (т.е., какому числу диаметров ствола равна его длина). Еще чуть-чуть можно нацарапать игрой с уменьшением вращения снаряда, но немного. Так вот, длина ствола противотанковых пушек была 60 и более калибров (конструктор Василий Грабин понимал, что для современных танков надо бы 70 и больше).
У такой конструкции есть один недостаток: такой ствол изготовить, так, чтобы он не гнулся под собственной тяжестью - трудно, а для советской отсталой промышленности оказалось - невозможно. И вправду, забегая вперед - пушку не построили, хотя несколько экспериментальных образцов вышли из ворот КБ на полигон.
Но главное - сама концепция мертворожденная. Противотанковая пушка хороша своей дешевизной (в сравнении с танком или самоходкой), а плоха - нетранспортабельностью (она должна уже стоять на заранее неизвестном пути танка или быстро выдвигаться туда) и уязвимостью. Танк даже при метком попадании бронебойного снаряда может пережить это, а простой осколочный снаряд, попавший в пушку или рядом с нею - убивает расчет орудия и выводит пушку из строя. Танк непрерывно перемещается, а пушка после первого же выстрела выдает себя и будет уничтожена танками (откровенно говоря, расчеты противотанковых пушек были смертниками). При типичных калибрах противотанковых пушек 57 мм и массе 1000 кг - у расчета оставался небольшой шанс успеть выдвинуться на позицию, дать несколько выстрелов (быстро!), подцепить пушку автомобилем или конной запряжкой и БЫСТРО убраться в другое место. У расчета 107-мм 70-калиберной пушки таких шансов не было, ее масса была бы тонн 10, время разворачивания и сворачивания десятки минут, и уж какие тут кони. И да, она была значительно выше 57-миллиметровки.
У ее расчета между выездом на позицию и геройской смертью был один выстрел.
Как я уже сказал, ничего такого, к счастью, не построили (даже и ее прототип, 107-мм 43-калиберная дивизионная пушка была снята с производства). Вообще когда читаете текст о советском оружии, начинающийся со слов "лучший в мире", не тратьте время, смотрите в конец - окажется, что корабль не поплыл, самолет в серийном исполнении летал на 100 км/ч медленнее Мессера (хотя по табличке в википедии был быстрее), а танк заглох на параде не сошел с кульмана конструктора.
ЗЫ. Василий Грабин, кроме несостоявшегося монстра, является автором полковой и дивизионной пушек 76 мм и их танкового варианта. Все советское оружие было "лучшим в мире", но только пушки Грабина немецкие трофейные команды собирали по лесам, только их ремонтировали в немецких фронтовых мастерских, только для них вермахт заказал вооруженцам немецкие копии снарядов. Самолеты трофейные польские, танки чешские и французские (наверное, вермахт любил что похуже), а пушки - Грабина.