January 2019

M T W T F S S
 123456
78 910111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

За стиль благодарить

Развернуть метки

No cut tags
Saturday, January 19th, 2008 02:44 pm
Вархистори - это диагноз

Несколько дней назад в журнале юзера u_96 появился постинг, вызвавший кучу отзывов, преимущественно восторженных - про то, как во время геройской и безнадежной обороны Севастополя (юзер с ником в честь немецкой подлодки[?] в этом смысле честен - про ужас и безнадежность, про эвакуацию начальства и оставленных без права на эвакуацию рядовых пишет) предотвратили сдачу в плен солдат ненадежной ("инородческой") дивизии.

Предотвратили так: морпехи, имитируя сдачу в плен (с поднятыми руками, прочими белыми тряпками) подошли к немецким окопам и забросали немцев гранатами. После этого сдаться в плен на этом участке стало невозможно - немцы убивали пытающихся.

Многие комментаторы (независимо от этической оценки) считают, что командир проявил некую "военную смекалку". А вот тут - позвольте усомниться. Дело в том, что свидетельства провокации расправ немцев над совесткими пленными встречаются очень рано - с первых недель войны. Речь идет о жестоких убийствах и надругательстве над трупами немецких пленных, причем трупы не зарывались, а оставлялись так, чтобы их нашли наступающие немцы. Да, это свидетельства немцев, но обстановка в вермахте лета 41-го была не такой, чтобы в донесения командиров и военврачей сколько-то масссово проникала пропаганда. А документов таких найдено много.

Сразу отметем гипотезу спонтанности - не было за что "жестоко мстить" пленным немцам. Да и мозги бойцов и командиров были промыты скорее в духе "пролетарской солидарности". Нет, тут явно просматривается рука специалистов - тех, что оставили в тюрьмах городов Западной Белоруссии и Украины тысячи изуродованных трупов заключенных, которых не удалось вывезти при отступлении (да не очень-то и пытались).

Что характерно - до идеи (не до реализации!) спровоцировать жестокости союзников против немецких пленных на Западном фронте нацисты догадались только к 45-му году...
Saturday, January 19th, 2008 08:11 pm (UTC)
+++Слабо верится+++ Извините, я вам не Библию цитирую. Факты не могут быть предметом веры. Если у вас есть другие факты и цифры - просим.
Saturday, January 19th, 2008 08:32 pm (UTC)
Вы знаете не все что вы видите на мониторе есть непреложная истина, не подвергаемая сомнению. Я не знаю насколько можно доверять этим ссылкам, но я достаточно хорошо представляю себе обстановку в первые дни войны, потому что в свое вемя интересовался этим. В условиях, когда практически вся авиация уничтожена, когда тихоходные бомбардировщики как камикадзе летят на бомбежку переправы без сопрождения истрибителей которых нет, когда каждый самолет считают поштучно, когда полный хаос, а Жуков звонит в сельсовет по телефону узнать есть там немцы или нет, потому что нет связи, когда Сталин в шоковой коме (а кроме него никто не мог принять решения такого масштаба) - почти пятьсот самолетов на нейтральную страну, (когда мы в своей драпаем со скоростью 60 км/час) - это фантастика, которую я и не собираюсь опровергать.
Saturday, January 19th, 2008 09:11 pm (UTC)
Ой. Ой-ой-ой. Это по каким же источникам Вы такое представление составили-то?
Sunday, January 20th, 2008 09:15 am (UTC)
Да... теперь я вижу. Все забываю, что советская власть была способна на самый идиотский шаг, который трудно объяснить нормальной логикой. Вместо того, чтобы перебросить самолеты туда где они нужнее открывают войну на два фронта...
Sunday, January 20th, 2008 10:19 am (UTC)
Так эта... мог ли сов. начальник главка перебросить или предложить перебросить ресурсы со своей стройки на чужую, где они (объективно) нужнее? Нет, конечно - у него в офисе триста человек днем и ночью писали наверх письма, что эта стройка самая важная и ресурсы на ней нужнее всего. Перебросить ресурсы мог министр, а от министра к другому министру - ЦК.

Теперь - вопрос: кто бы это мог сказать тов. Сталину 22-24 июня, что на Западном и Северо-Западном фронте - катастрофа? Все такие люди были давно расстреляны. Из Кремля ситуация виделась (совершенно объективно - т.е. с учетом доступных источников), что боевые действия развиваются не слишком удачно, но, в общем, примерно по плану - наше ВВС бомбит Кенигсберг и Мемель, и летчики (как все летчики всех ВВС мира) докладывают, что "объекты удара окутаны сплошным дымом, видны языки пламени". Немцы атакуют и кое-где продвинулись, но, скорее всего, речь идет пока о разведке боем (те силы, которые ввел вермахт в бой, по масштабам сов. стратегов, были незначительны). Марк Солонин показал, что "исчезновение советских ВВС под сокрушительным ударом люфтваффе" является измышленной в 1950-1960-е гг. легендой, призванной - см. ниже, а на самом деле командование, скажем, СЗ фронта докладывало в 12 часов 22 июня "судя по воздушной обстановке, противник ЕЩЕ НЕ ВВОДИЛ В БОЙ СВОИ ВВС, ограничиваясь беспокоящими налетами" (!!!) Т.е. пока функционировала командная вертикаль (а 22-23 она еще функционировала) - с мест поступали более или менее оптимистические доклады. На Юге (в Карпатах и южнее) Ставка вообще спокойно готовила встречный удар (на Краков), который и был безуспешно начат несколькими днями позже.

Дело в том, что немцы катастрофически недооценили численность советской группировки, у них не хватало сил просто атаковать все дивизии (не разбить) - хотя в каждом отдельно бою они разбивали наших практически без труда, из Москвы все это выглядело, как "фронт держится, но у немцев есть отдельные вклинения". На местах командиры уже 23-24 видели, что оборона рухнула, что все бегут, а не бегут только те, кого еще не атаковали - но докладывать об этом в Кремль дураков не было. И в Кремле продолжали строить планы атаки Кракова, Бухареста и Хельсинки.

ЗЫ - необходим дисклеймер - в человеческом плане важно помнить о единицах героев, которые не поддались панике миллионов, но военного значения их подвиги не имели. В качестве примера - "оборона Брестской крепости". Вокзал и весь город Брест был занят немцами 22-го в 7 утра, пошли поезда, стала "налаживаться мирная жизнь", как сказали бы в аналогичной ситуации советские пропагандоны (ну там заработали электростанция, водопровод и гестапо). В старой Цитадели были блокированы ДВЕ ДИВИЗИИ РККА (скученные в казармах на втрое меньшее число бойцов). "Блокаду крепости" осужествляла ОДНА второразрядкая дивизия вермахта. Большая часть осажденных сдалась почти сразу (что не зазорно - у них практически нечем было обороняться), а несколько сот человек, отстреливающихся от отрядов зачистки после этого по подвалам и коммуникациям - и были "обороной Брестской крепости". Каковая оборона есть знаковое событие нашей культуры и истории, но военного значения, по-видимому, не имела.
Sunday, January 20th, 2008 12:53 pm (UTC)
В ЛенВО действтельно в воздухе был не такая ситауция, но кома Сталина в первые дни несколько опровергает обощение ситуации - вряд ли такое бы случилось только из-за осознания своей ошибки, тут нужны основания посерьезее, например, данные с фронтов. Жуков, правда в своих воспоминаниях не подтерждает сталинский паралич (в таком случае мы все стали жертвами грандиозной мистификации), но, если вернутья к самой теме, то в его воспоминаниях есть то, что не совсем вписывается в Вашу версию:
(22 июня)
К исходу сегодняшнего дня, несмотря на предпринятые энергичные меры, Генштаб так и не смог получить от штабов фронтов, армий и ВВС точных данных о наших войсках и о противнике. Сведения о глубине проникновения противника на нашу территорию довольно противоречивые. Отсутствуют точные данные о потерях в авиации и наземных войсках. Известно лишь, что авиация Западного фронта понесла очень большие потери
(видимо, 24 июня)
Из переговоров в те дни по ВЧ с генералом Н. Ф. Ватутиным мне было известно, что на Западном и Северо-Западном фронтах командующие и штабы пока еще не имеют устойчивой связи с командующими армиями. Дивизиям и корпусам приходится драться с врагом изолированно, без взаимодействия с соседними войсками и авиацией и без надлежащего руководства высших инстанций. Из сообщений Николая Федоровича мне стало ясно, что на Западном и Северо-Западном фронтах сложилась почти катастрофическая обстановка. Николай Федорович говорил, что И. В. Сталин нервничает и склонен винить во всем командование Западного фронта...

перечисленные фамилии отнюдь не начальники главков, а Начальник Генштаба и его Заместитель осуществляющий руководство в Ставке, и похоже что Сталин начал нервничать не 24 июня, и видимо, было отчего.
В принципе из процитированного и следует то что я говорил - маразм советской системы и его руководителей (или даже одного руководителя) либо не захотевшего узнать истину, либо зная ее поступавшего наперекор логике - это и есть причина преступного использования вооружений не по назначению во время национальной катастрофы.

Monday, January 21st, 2008 10:25 am (UTC)
стала "налаживаться мирная жизнь", как сказали бы в аналогичной ситуации советские пропагандоны (ну там заработали электростанция, водопровод и гестапо). - в десятку. Ирония здесь - кратчайший путь к истине. Равнозначность перечисленных объектов - один из важнейших признаков гэбэшного сознания, подобно тому как... но здесь я остановлюсь, т.к. здесь у нас начинаются разногласия.
Monday, January 21st, 2008 10:39 am (UTC)
Спасибо на добром слове.

Если я правильно понял Ваш намек о "разногласиях" - не факт, что Вы меня правильно понимаете.

Я безусловно и безоговорочно признаю, что развитие социальных функций государства создает реальный и значительный риск тоталитаризма.

Моя позиция - это позиция медика, который говорит - по вашему диагнозу судя - надо принимать препараты X и Y, но учтите - первый вырабатывает наркотическую зависимость, а второй смертелен при незначительной передозировке. Соотвественно, я согласен с оппонентами медика, что здоровый организм лучше леченого вышеупомянутой дрянью.

В медицине вырабатывается компромисс - не совпадающий ни с доктриной "поймать и лечить, пока не окочурится", ни с "не трогайте - организм сам справится". Примерно так же и в социальном проекте: вмешательство всегда плохо, но иногда необходимо.