taki_net: (Default)
taki_net ([personal profile] taki_net) wrote2008-06-25 08:37 pm

Не верьте очевидцам

Очень милый рассказ о советской жизни еврейской девушки (падчерицы известного лидера религиозного сионизма).

Читаем:

Все что делали все вокруг нормальные люди мои родители категорически не делали. Все работали, мои родители сидели дома, мама рожала детей, П. писал книги и где-то бегал, а работа была только формальностью, нужной для денег, а не для самореализации. Все слушали про «малиновку», Ю. Антонова и Аллу Пугачеву, родители слушали р. Карлибаха, в лучшем случае Галича или Окуджаву, я уж не говорю, что телевизор у нас просто не работал.

"Формальностью для денег"!!! Это пять!

То есть что это было формальностью, чтобы не сесть в тюрьму - прошло мимо. А ведь это самый подлинный-расподлинный ОЧЕВИДЕЦ.

[identity profile] ygam.livejournal.com 2008-06-25 04:53 pm (UTC)(link)
Я недавно прочитал воспоминания львовянина 1922 г.р., который в 1940-1941 учебном году учился на первом курсе Львовского политехнического института. Он пишет, что подружился со студенткой-еврейской, и они вместе ходили смотреть фильм "Щорс", где красный командир показывает тактику на картошках, а белогвардейцы маршируют под барабанную дробь.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2008-06-25 04:56 pm (UTC)(link)
Ну, это перепутанные факты, причем второго ряда - атрибуты (ну Щорс, ну Чапаев). А тут - совсем другая, чем в реальности, мотивация. "Работа ради денег, а не ради самореализации", и это "в отличие от всех остальных". Такая страна самореализующихся.
(screened comment)
(deleted comment)

[identity profile] geneus.livejournal.com 2008-06-25 04:55 pm (UTC)(link)
Тут более глубинная ошибка:
Представление что "все нормальные люди" в СССР работали неформально и для самореализации.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2008-06-25 04:57 pm (UTC)(link)
Точно! я уже тоже заметил.

[identity profile] polenova.livejournal.com 2008-06-25 05:15 pm (UTC)(link)
Думаю, вы не совсем правы. Речь-то идет не о рабочем классе. О круге интеллигенции, а в этой среде очень многие работали для самореализации. Вот вспоминаю круг моих родителей - все практически. И для денег. О том, что существует статья о тунеядстве, никто не думал. Вот мою компанию - андерграудных поэтов, художников, музыкантов - эта статья, как раз, вплотную касалась, одного даже посадили, он совсем на голову дурной был, остальные кантовались дворниками, сторожами, истопниками.
Правда ее семья - отказники. Там вообще хитрый был механизм. С работы их выгоняли, но за тунеядство не сажали, обычно позволяли какие-то сомнительные работы, а подрабатывали они в основном репетирством, ну и кто во что горазд.
Загонять ребенка из такой семьи в английскую школу - жестоко. Если это Москва, отдали бы в 127 - она бы горя не знала. Почему-то среди моих школьных приятелей не было ни одного, кто бы слушал Пучеву, и никакого диссонанса между школой и домом не было в принципе. Потому как школу мне правильно подобрали.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2008-06-25 05:20 pm (UTC)(link)
Ваш 2 абзац отрицает 1-й, и я именно с ним согласен:-)

(no subject)

[identity profile] polenova.livejournal.com - 2008-06-25 18:03 (UTC) - Expand

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2008-06-25 05:21 pm (UTC)(link)
Да, я хоть и не отказник и даже не еврей вовсе, но тоже Пугачеву и Антонова вокруг меня никто не слушал.
(deleted comment)

(no subject)

[identity profile] polenova.livejournal.com - 2008-06-25 19:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 04:40 (UTC) - Expand

[identity profile] autrement-que.livejournal.com 2008-11-14 01:52 am (UTC)(link)
Маня училась в 57, вообще-то (ну в старших классах, когда я ее знала)

(no subject)

[identity profile] polenova.livejournal.com - 2008-11-14 05:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] manyam.livejournal.com - 2008-11-14 11:09 (UTC) - Expand

[identity profile] kouzdra.livejournal.com 2008-06-25 06:05 pm (UTC)(link)
Ну давно сказано, что никто не врет так как очевидцы. Себя я время от времени на этом ловлю - и стараюсь держать в голове какой-то набор реперов для калибровки - помогает, но не 100%.

[identity profile] cheeha.livejournal.com 2008-06-25 06:28 pm (UTC)(link)
Удивительно, автор - чуть старше моих детей и та же история - семья, власти, обыски, евреи, отказ, переходный возраст - но совсем другая реакция. Правда, мои дети ходили в нормальную школу. Но общий враг - советская власть - так сплотил всю семью, что, когда в эмиграции мой старший стал вести себя как нормальный тинейджер, я даже растерялась от неожиданности. Мы все были - единый отряд, вырывавшийся из враждебного окружения. Последние годы мы жили в кооперативном доме завода "Артёма" и рабочим было даже плевать на мои отношения с властями. Я помню, вечером я услышала мат-перемат возле окна (мы жили на первом этаже), оказалось, сосед застукал топтуна под нашим окном и объяснял ему, что так вести себя - некрасиво. Когда мы, наконец, получили разрешение уехать, соседи за нас очень радовались, семья, которая должна была въехать в нашу квартиру, клялась, что наша кошка будет им родной, а уже по приезде в Америку другая соседка регулярно писала мне о жизни моей кошки при новых хозяевах.

[identity profile] syarzhuk.livejournal.com 2008-06-27 04:56 pm (UTC)(link)
в 1981 году ещё сажали за тунеядство?

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2008-06-27 05:37 pm (UTC)(link)
Да. Прекратили при Горби, не помню точно, когда.

(no subject)

[identity profile] syarzhuk.livejournal.com - 2008-06-27 18:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] yankel.livejournal.com - 2008-06-28 12:04 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] polenova.livejournal.com - 2008-11-14 05:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] iz-tumana.livejournal.com - 2008-11-14 08:04 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] polenova.livejournal.com - 2008-11-14 20:09 (UTC) - Expand

[identity profile] manyam.livejournal.com 2008-11-14 01:20 am (UTC)(link)
Случайно наткнулась на этот пост.
Очень мило, конечно, что вы даете мне оценки высокие.
"очень милый рассказ" - это я тогда, глазами тамошними на себя. То, как я тогда воспринимала свое окружение.
Странно ждать исторической "объективности" от такого текста, да и есть ли она вообще?

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2008-11-14 04:33 am (UTC)(link)
Я ведь совсем не осуждаю Вас. Я о том, что вот и советская эпоха стала историей, и свидетельства самых настоящих и заведомо честных очевидцев надо критичесчки обрабатывать.

(no subject)

[identity profile] sabinulya.livejournal.com - 2008-11-14 05:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 06:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] sabinulya.livejournal.com - 2008-11-14 06:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 06:39 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] sabinulya.livejournal.com - 2008-11-14 06:42 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 06:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] sabinulya.livejournal.com - 2008-11-14 06:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] oh-miriam.livejournal.com - 2008-11-14 06:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] maryxmas.livejournal.com - 2008-11-14 07:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] oh-miriam.livejournal.com - 2008-11-14 07:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] maryxmas.livejournal.com - 2008-11-14 19:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] oh-miriam.livejournal.com - 2008-11-14 06:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 06:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] oh-miriam.livejournal.com - 2008-11-14 06:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 06:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] oh-miriam.livejournal.com - 2008-11-14 07:48 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 09:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] oh-miriam.livejournal.com - 2008-11-14 09:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 10:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] farshmans.livejournal.com - 2008-11-14 05:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 06:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] farshmans.livejournal.com - 2008-11-14 06:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 07:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] farshmans.livejournal.com - 2008-11-14 07:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 09:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] farshmans.livejournal.com - 2008-11-14 10:15 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 10:30 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] farshmans.livejournal.com - 2008-11-14 10:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 11:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] manyam.livejournal.com - 2008-11-14 11:07 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 11:23 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] manyam.livejournal.com - 2008-11-14 11:28 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 11:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] manyam.livejournal.com - 2008-11-14 11:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 11:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] manyam.livejournal.com - 2008-11-14 12:23 (UTC) - Expand

[identity profile] nichkin.livejournal.com 2008-11-14 12:10 pm (UTC)(link)
Солнце, зачем ты оправдываешься?
Ты от сердца писала, а человек так, чтоб поэтосамить, простите. Этосамить же не мешки ворочать.
Забей.

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 12:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] manyam.livejournal.com - 2008-11-14 12:25 (UTC) - Expand

[identity profile] shapira.livejournal.com 2008-11-14 06:23 am (UTC)(link)
по-моему, ты очень вяжешься к деталям.
К несущественным.
Почему человек, пишущий историю из своего детства (юности) должен отражать все законы страны, в которой он живет?
Если для них в первую очередь важны были деньги, что неудивительно, когда много детей и мало работы, то об опасности статьи за тунеядство не думали, или это не выходило на первый план в семье и дети были не в курсе ситуации. Вот интересно, чо мои дети могут написать о мотивах моих или хаитовых, вряд-ли они все оценивают как мы.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2008-11-14 06:40 am (UTC)(link)
дети были не в курсе ситуации.

Именно. И именно про это мой постинг.

Шапира, а зачем ты бежишь на конский топот?

(no subject)

[identity profile] shapira.livejournal.com - 2008-11-14 07:25 (UTC) - Expand
nechaman: (Default)

[personal profile] nechaman 2008-11-14 07:03 am (UTC)(link)
Вы извините пожалуйста меня за то что я вот так без приглашения в чужой журнал влезаю. Если непримемлимо - то сотрите.
Я хотела только сказать, что Вы конечно правы насчет того, что нельзя было не работать из-за закона про тунеядство. Но ведь и есть (в смысле кушать) все же тоже нужно было, хотя и при советской власти. И хотя нам, как многодетной семье "давали" без очереди гречку, и можено было взять детскую шубу без пятичасовой очереди в Детском Мире это только так называлось "давали" или "взять", а на самом деле за асе надо было платить.
Нам пару раз присылали посылки из-за границы, но чтобы жить приходилось работать. Может кому-то помогали больше и не приходилось для деннег, я не проверяла.
При всем при том, я согласна что у человека конечно в голове многое смещается и забывается.
Уже через пару лет после отъезда из России я встречала людей, которые утверждали, что пили так пиво из банок (а на самом деле тогда баночного пива в России не было). Но человек был уверен на все сто. Я точно помню, говорил, пиво пили. Значит было пиво в банках. Так что верить очевидцам не надо, но выслушать их можно. Человечество вот уже больше двух тысяч лет размышляет, чему верить у Флавия, а чему не верить. И трудно решить.
Так что не только детям, но и родителям верить на сто процентов невозможно.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2008-11-14 07:07 am (UTC)(link)
Да конечно же, все именно так.

Тем не менее невозможно отрицать, что Советский Союз у Мани немного мифологический (страна, в которй, Вы вслушайтесь - НОРМАЛЬНЫЕ люди, не отказники, работают ради САМОРЕАЛИЗАЦИИ, и только Вы и Петя - ради денег.

Речь-то об этом, ни о чем другом.

(no subject)

[personal profile] nechaman - 2008-11-14 07:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 09:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[personal profile] nechaman - 2008-11-14 10:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 10:31 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] messala.livejournal.com - 2008-11-14 09:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-15 14:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] messala.livejournal.com - 2008-11-15 14:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] messala.livejournal.com - 2008-11-15 14:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-15 16:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] messala.livejournal.com - 2008-11-15 16:16 (UTC) - Expand

[identity profile] xgrbml.livejournal.com 2008-11-14 04:01 pm (UTC)(link)
Пиво в банках, кстати, было, но не для простых людей, а для узкого слоя допущенных. У меня в классе (я ту же школу кончал, что и Вы) был один сын привилегированных родителей, и вот он рассказывал, как пил датское пиво в банках. В обычных магазинах его, разумеется, не было в принципе.

[identity profile] syarzhuk.livejournal.com 2008-11-16 01:01 pm (UTC)(link)
пили пиво из банок, конечно
подходили к бочке с пятилитровой банкой, наливали в неё, а потом из неё пили

(no subject)

[personal profile] nechaman - 2008-11-16 14:44 (UTC) - Expand

[identity profile] geterozis.livejournal.com 2008-11-14 07:59 am (UTC)(link)
Она ж не учебник пишет, да? А свои личные воспоминания.

А вцелом, большинство, все-таки работало по тому что кушать хочется, а то, что могут посадить - было вторично. Ведь сейчас в тюрьму за тунеядство посадить не могут, а все равно большинство моих знакомых - работают.

Вобщем, я могу сделать вывод, что Ваши родственники работали, что б не посадили, а ее - что б было что кушать... А так - ни те ни другие работать не хотели. :D

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2008-11-14 09:47 am (UTC)(link)
Она ж не учебник пишет, да? А свои личные воспоминания.

А я не протокол пишу, а отклик в ЖЖ. В СВОЕМ ЖЖ, не Мани. Какие претензии? Искажены факты? Поправьте. Не нравится мое мнение (не о Мане, притом, а о характере исторического свидетельсвования)? Выскажите свое.

Если Вам есть что сказать, вообще.

(no subject)

[identity profile] geterozis.livejournal.com - 2008-11-14 11:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 11:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] geterozis.livejournal.com - 2008-11-15 16:42 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-15 16:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] yefeyfiya.livejournal.com - 2008-11-14 13:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-14 14:29 (UTC) - Expand

[identity profile] bananahut.livejournal.com 2008-11-15 02:09 pm (UTC)(link)
а в чем проблема-то???? кто-то ведет сионисткий образ жизни, кто-то вегетарианский и детям котлет не дает, кто-то альпинистский образ жизни - а рассказ хороший)
вас возмутило, что она не написала, что папа работал, чтоб не сесть в тюрьму за тунеядство?
по-моему, 40 процентов томящихся в офисах тоже не ради саморазвития работают

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2008-11-15 02:16 pm (UTC)(link)
Дорогой гость, а с чего Вы взяли, что меня в рассказе Мани что-то "возмутило"?

(no subject)

[identity profile] bananahut.livejournal.com - 2008-11-15 14:20 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-15 14:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] bananahut.livejournal.com - 2008-11-15 19:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] taki-net.livejournal.com - 2008-11-15 19:29 (UTC) - Expand