Monday, November 17th, 2008 06:34 pm
Из комментов:

Вопрос: Действительно, последние пару лет вновь стали использоваться выражения типа "вероятный противник", "звериный оскал империализма", "активно муссируются" и много другое из вполне конкретного прошлого.
Я эти слова узнаю, но связанный текст с подобными выражениями написать бы не смогла - в активной лексике их у меня нет.
Так вот я удивляюсь кто все эти люди, те кто пользуется этой терминологией, они что провели последние 15 лет в анабиозе, а теперь их достали, разморозили и снова пустили в ход?
Просветите меня, будте добры.


Ответ: Их все эти годы статательно учили на гуманитарных факультетах МГУ и РГГУ. На факультетах типа соцфака МГУ и политологии в РГГУ - только этому и учили, а на всяком истфиле - этому плюс в нужном месте латинскую поговорку ввернуть, как Вышинский.
Monday, November 17th, 2008 03:43 pm (UTC)
Как-то мне доводилось близко сталкиваться с выпускниками этих факультетов, поэтому чему там учат я представления не имела.
Monday, November 17th, 2008 03:43 pm (UTC)
Вообще я думал что термин "вероятный противник" обычно употребляют те, кого учили в военных училищах. И они-то как раз имеют право его употреблять по отношению к вообще любой зарубежной стране, к которой не применяется В ДАННОМ КОНТЕКСТЕ термин "вероятный союзник". Причем в процессе развития разговора в течение пяти минут одна и та же страна может поминаться как в одном, так и в другом качестве.
Monday, November 17th, 2008 03:55 pm (UTC)
В том и прикол, что этот военный термин отменно подхватывается и используется идеологами.
Monday, November 17th, 2008 06:50 pm (UTC)
А по-моему, прикол в том, что это гораздо более общая тенденция: всякие звучные специальные термины (не только военные) больше всего любят использовать те, кто не вполне понимает их смысл.
Monday, November 17th, 2008 07:08 pm (UTC)
Аха, есть такое. Сам грешен. B-)
Monday, November 17th, 2008 03:58 pm (UTC)
И они-то как раз имеют право его употреблять по отношению к вообще любой зарубежной стране, к которой не применяется В ДАННОМ КОНТЕКСТЕ термин "вероятный союзник".

Вовсе нет - смысл этого термина другой - это та страна (группа стран), под возможность войны с которой в первую очередь заточена военная доктрина и вооруженные силы. Грубо говоря - Аргентина не может быть (в обозримом будущем) вероятным противником РФ просто потому, что - ну попробуй представь себе войну с Аргентиной - и тем более, военное планирование, которое заточено в первую очередь под войну с Аргентиной.

Кстати - кто с точки зрения нормального значения этого термина является "вероятным противником РФ" лично мне совершенно не понятно.
Monday, November 17th, 2008 03:52 pm (UTC)
что-то у меня есть определенные сомнения по части "только этому и учили". Меня в РГГУ этому не учили вовсе (или скажете, что просто не смогли научить?)
Monday, November 17th, 2008 07:16 pm (UTC)
Не мешайте человеку творить миф!
Monday, November 17th, 2008 07:20 pm (UTC)
На политологии?

Я был уверен, что Вы или у Барулина были (и там, разумеется, ничего такого не было), или на истфиле, и там как повезет, кто будет преподавать.

Monday, November 17th, 2008 07:36 pm (UTC)
А с каких пор мы на Вы?

Нет, не у Барулина. Я училась на кажедре истории и теории культуры, общий курс истории (преподававшийся в огромном объеме) нам читали совершенно зоологические типы. Но мода на то, как и что излагать, была другая.
Monday, November 17th, 2008 07:48 pm (UTC)
Я сам страшно удивился, но решил, что так:
или скажете, что просто не смогли научить?

Считаем опечаткой?

Смотри, вот ты говоришь - "совершенно зоологические типы". Это может быть реальностью, а может показывать, что у тебя просто высокий порог критичности. Похоже, что многим доставались красивые, пассионарные, зажигающие молодежь типы (с зоологическими ВЗГЛЯДАМИ).

Не будь мы в открытом постинге, я бы обсудил тут кое-кого из общих знакомых, не только из РГГУ.

В любом случае, мне нужно объяснение ВСЕМУ СПЕКТРУ, описанному в "Ночи гуманитариев", от прекрасного Т., неосознанно цитирующего Гитлера, до нациста в скинхедовской форме - свежеимпеченного Пх.Д (прости Господи) по истории.

Monday, November 17th, 2008 07:56 pm (UTC)
Это был риторический прием. Потом, были времена, когдо я тебя называла на "Вы", но в другую сторону - никогда.

У нас защигающих молодежь не было. Были хамы и снобы, подозреваю, что малограмотные. То, что они говорили, диктовали не их взгляды, а мода. В начале двухтысячных мода еще была другая.
Monday, November 17th, 2008 03:54 pm (UTC)
Вот еще одно интересное слово. В начале поиска - словари и справочники, видимо пока полной силы не набрало. Но предсказываю ему большое будущее.
Monday, November 17th, 2008 03:57 pm (UTC)
Да, точно, его тоже "активно муссировали", а теперь оно возвращается.
Monday, November 17th, 2008 04:14 pm (UTC)
Я преподаю на одном из гуманитарных факультетов РГГУ - у культурологов. Читать, что там старательно учат этому ("звериному оскалу" и т.п.), мне по меньшей мере удивительно, потому что и я, и известные мне коллеги учим наших студентов прямо противоположному. Тому, кстати, что обычно не расходится с Вашими же взглядами. Поэтому такая генерализация - Их все эти годы статательно учили на гуманитарных факультетах... РГГУ и неточная, и несправедливая.
Monday, November 17th, 2008 07:31 pm (UTC)
Ну конечно это риторическая генерализация. Тем не менее картина, описанная тут:
http://taki-net.livejournal.com/463839.html
нуждается в объяснении.

И другого объяснения, чем то, что такая позиция была обильно представлена среди преподавателей, в том числе популярных и любимых студентами - я придумать не могу.
Monday, November 17th, 2008 04:15 pm (UTC)
это так и не так
преемственность лексики поддерживалась на ТВ - Леонтьев, Пушков, некоторые другие
на соответствующих сайтах
в газете "Завтра"
Monday, November 17th, 2008 08:01 pm (UTC)
Я еще помню Леонтьева с вполне нормальной лексикой и лишь чуточку "патриотичного".
Monday, November 17th, 2008 08:13 pm (UTC)
не сыпьте соль на рану - я из первого состава Независимой газеты
Monday, November 17th, 2008 04:44 pm (UTC)
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7733000/7733271.stm
Monday, November 17th, 2008 08:32 pm (UTC)
Возможны три гипотезы:

1) Товарищей пятнадцать лет скрытно готовили использовать эту лексику, зная, что придёт время и потребуется именно она. Не верю.

2) Товарищей специально готовили использовать любую лексику, подстраиваясь под требования заказчика. Уже лучше, но, по-моему, всё равно избыточно.

3) Любой человек, достаточно грамотный, чтобы получить высшее образование (любое высшее образование, не обязательно политология), не может не уметь пользоваться любой лексикой после непродолжительного "вхождения в тему".

Третья гипотеза представляется мне наиболее вероятной. Заметим, я ничего не говорю о желании, готовности и небрезгливости ей пользоваться, только об умении. Но задавшая вопрос задала его именно в этой форме.

В 1987-88 году, в армии, я был секретарём комсомольской организации узла связи. В это время комсомол уже не занимался вообще ничем реальным (ни хорошим, ни плохим -- вообще ничем), и моя единственная роль заключалась в написании текстов в такой вот стилистике, для отчётности. Ничего особо трудного, а иногда можно и позабавиться. В армии вообще мало весёлого, приходилось находить его где только возможно.

... Условия победы: победить всех врагов ...

Monday, November 17th, 2008 09:33 pm (UTC)
Ну не знаааю, нас очень хорошо учили истории как раз люди с истарха. Про крымский разговор - ну я сочуствую, но это плохие историки. Громко мб звучит, но как раз историческое сознание должно избавлять от шовинизма.
Monday, November 17th, 2008 09:38 pm (UTC)
Не знаю, как сейчас, но я закончил истфак в 1994-м и про вероятного противника слышал только на военной кафедре.

Спасибо за "Ночь гуманитариев". Если человек изучает историю, это не значит, что он становится умнее или начинает там извлекать уроки из прошлого. Он просто знает кое-что из истории.
Monday, November 17th, 2008 10:06 pm (UTC)
На истфаке МГУ пятый год, не считая более продолжительного знакомства с рядом студентов и сотрудников.

1. Истфак МГУ и вообще историки МГУ довольно активно развиваются в области экономики, социальной истории, истории этносов, идеологий, культурных типов и другом.
2. Происходит это за счёт появления новых кафедр, прежде всего Исторической информатики (интервью с её создателем Леонидом Иосифовичем Бородкиным недавно было на Эхе), который ориентируются на западные стандарты и обкат новых методологий (клиометрика, гисы, моделирование, финистория и история конкретных банков и мн. другое). Те кто этим занимается знакомятся с массой новейших западных исследований и вышеописанных глупостей не говорят никогда.
3. Однако, сильный и решающий тормоз в развитии фака - очень старая профессура на многизх руководищях постах. Образование некотрых - это даже не 60-ые, а ещё сталинсоке время. В результате на чисти оффициальных курсов мы знакомимся с передовыми концепциями, а на других - должны зубрить Ленина.
4. В итоге люди имеют возможность посмотреть и подробно (спасибо сессиям) узнать самые разные версии мироздания и выбрать свою тематику, метадологию (от Ключевского до Хобсбаума и не только) по вкусу.
5. Таким образом всё зависит в конечном итоге от самого человека
- сделать из нормального комми или консервативного почвенника истфак МГУ не способен сейчас органически. Наоборот - бывает нередко.

6. Поэтому я пытаюсь остаться в акдеятельности - хочу работать над ситуцацией и не позволять некоторым дуракам строить из себя серьёзных исследоватиелей, прикрываясь корочками.
Monday, November 17th, 2008 10:34 pm (UTC)
Это ценный взгляд изнутри, но, как многократно бывавший внутри много чего, знаю, что картина изнутри всегда видится оптимистичнее.

Но, конечно, у меня карикатура.
Wednesday, November 19th, 2008 12:28 am (UTC)
Мастерство не пропьешь. Алик, если ты ценитель таких текстов, почитай официальный комментарий коммунистов Питера по поводу Обамы

http://www.kplo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=678&Itemid=5
Wednesday, November 19th, 2008 01:00 am (UTC)
Да ладно, их кривляния уже надоели.

Мне интересно - это Павловский или какие-то его конкуренты? (что это не коммунисты, видно все-таки сразу было)
Wednesday, November 19th, 2008 01:02 am (UTC)
Хотя настоящих комми отличает от этого только унылая серость их текстов:-)))