У разработчиков Самой Моральной и Прагматичной теории права и социума возникла проблемка: не очень получается объяснить, в чем виноват Гитлер?
Для полноты картины - это те же люди, у которых на раз получается объяснить, что Смок Беллью, отобравший у жулика витамины, чтобы спасти умирающих у него на глазах от цынги - виноват.
Для полноты картины - это те же люди, у которых на раз получается объяснить, что Смок Беллью, отобравший у жулика витамины, чтобы спасти умирающих у него на глазах от цынги - виноват.
Re: non sequitur
Если по ключевому вопросу теории (свободе сделки и понятию насилия) нет не только что единства, а просто начинается невнятица - это не теория. И не философия. А способ тусоваться.
Заметьте, я Вам ничего не приписывал, я делал логичные выводы из Ваших утверждений (отмечая, что это мои выводы), а также высказывал свои соображения поповолу ЛОГИКИ РАЗВИТИЯ Вашей доктрины. Вам эти выводы могут не нравиться, но Вам никто не мешает высказать правильную точку зрения и исправить мои ошибки, не так ли? На что же Вы обижаетесь?
no subject
Заодно выскажу свою позицию по затронутому вопросу, раз уж она упоминается в этом треде.
В традиционном праве есть понятие "преступный приказ". Есть понятия о заказчике и организаторе преступления. Эти понятия позволяют объявить уголовным преступником того, чья вина состоит всего лишь в произнесении нескольких слов, например, "убей такого-то". В праве существует субдисциплина, занимающаяся интерпретацией высказываний, сделанных фигурантами уголовных дел, на предмет наличия в этих высказываниях "угроз", а также "приказов" и "призывов" к совершению преступных действий. Также в праве существуют способы определять, были ли угрозы, приказы и призывы к совершению преступлений высказаны всерьёз. Все эти механизмы несовершенны. Однако они выдержали определённую проверку временем, и, пока не предложено лучших альтернатив, я бы их сохранил. И даже инкорпорировал бы в либертарианское право.
Вместе с тем, не лишены смысла и попытки заменить эти концепции чем-то более последовательным и чётко определённым. В качестве радикального нулевого варианта может рассматриваться идея об отмене уголовной ответственности за преступный приказ, абсолютизация принципа "никакие слова, сказанные или написанные, не должны считаться преступлением". Хороша ли эта идея, не очевидно. Её следует обдумать, повертеть с разных сторон, может быть, почитать, что о ней писали раньше, если кому-то приходил в голову данный вопрос. Именно это, как я понимаю, и предложил
no subject
Соответственно, я анализирую взаимодействие различных решений проблемы преступного приказа с решением проблемы законности/незаконности ненасильственных действий. Или Вы считаете, что такой проблемы нет?
no subject
А Вы говорите, что раз мы можем признать противозаконным словоговорение, пусть даже это приказ об убийстве, почему бы не признать преступными и какие-нибудь другие виды ненасильственного поведения. Это два разных вопроса: 1) что можно считать инициацией насилия; 2) можно ли считать ненасильственные действия преступлением, и если да, то какие. Второй вопрос гораздо проще, и [либертарианские] ответы на него варьируются гораздо меньше, чем на первый.
Понятно, что путь, на который я ступаю, означает определённое размывание термина "инициация насилия". Но определённая размытость правовых терминов неизбежна в любой правовой модели.
no subject
И еще - каузирование другого человека совершить самоубийство (уговоры, апеллируя к философским и религиозным аргументам, подкуп, угрозы) - преступны или нет?
Но, в принципе, я согласен, что можно выделить виды формально ненасильственных действий, которые объявить преступными потому, что они так или иначе ведут к насилию третих лиц. Но тут нужна чрезвычайная аккуратность. Моя жесткая ирония, которая Вас порой задевает - направлена не на Ваши принципы в целом. Я, в общем, считаю их достойными морально и во многом разумными, а на претензию на ее стройность, абсолютную логичность и легкое объяснение всего. Слово "дырка в теории" означает не ее неприменимость, а очередной провал доказать легкую применимость.
no subject
Насчёт склонения к самоубийству, это зависит от ситуации. Например, осенью 1918 года некоторые немецкие генералы пытались убедить Вильгельма II, что единственный способ спасти монархию состоит в том, чтобы кайзер выехал на передовую и, в окружении ближайших соратников, размахивая саблей, бросился на французские окопы в поисках героической смерти. Этот совет не был преступным. А если кто-то, в надежде получить наследство, склоняет к самоубийству психически неустойчивого человека с расстроенными нервами, это, пожалуй, уже уголовщина. И есть что-то вроде серой зоны между двумя данными случаями.
no subject
Если мы хотим продолжать ПРОДУКТИВНУЮ полемику, то мне следует почаще упоминать, что я не считаю государство благодетельным и полезным само по себе (хотя и допускаю временную полезность его механизмов, быть может - вполне заменимых инструментами свободного общества).
А Вам, вероятно - держать тоже четче дистанцию с догматиками.
no subject