January 2019

M T W T F S S
 123456
78 910111213
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Сообщения

За стиль благодарить

Развернуть метки

No cut tags
Thursday, May 22nd, 2008 10:58 pm
Разговариваю с либертарианцами (настоящими, с земли, с взором горящим) - тут и тут. Потрясающе. Люди уверяют, что вынесли из Ротбарта такую логическую цепочку (они ее именуют ТЕОРИЕЙ):

1. При добровольном обмене предметов каждый считает, что получаемый предмет ему полезнее отдаваемого, а стало быть, каждый остается довольным (какое смелое, неожиданное утверждение!)

2. Таким образом, каждый получает предмет, ЦЕННОСТЬ которого ДЛЯ НЕГО выше, чем отданного, а стало быть, всякая сделка является ВЗАИМОВЫГОДНОЙ, а несправедливые сделки выдумали злые марксисты - творцы гулага (то, что результат получен усечением словаря русского языка, и с этого момента слова "оценка полезности", "ценность" и "выгода" означают одно и то же - небольшая цена за спасение от гулага, правда?)

3. А так как БОГАТСТВО - это совокупность ЦЕННОСТЕЙ, которые у человека есть - то в результате сделки возросло богатство каждого из участников, можно даже сказать "все стали богаче". На просьбу пояснить, является ли богатство СУММОЙ ценностей (иными словами, следует ли пункт 3 из п.2 и аксиом арифметики) или просто "богатство - это мера удовлетворенности своим имуществом" - и тогда мы имеем просто опять тривиальный повтор п.1 - просто список синонимов пополнился еще одним членом: "оценка пользы" = "ценность" = "богатство" - ответа нет.

Ну и конечно, совсем нет ответа на вопрос, как быть с выражениями "г-н А. богаче г-на Б." Тоже Сталин придумал?

Так вот, я хочу сказать, если это не они сами так криво прочитали, а Ротбарт действительно все это писал - он, братцы, не только гомофоб (это известный факт его биографии) - но и это самое. В плохом смысле слова, разумеется.
Thursday, May 29th, 2008 02:58 pm (UTC)
1. Можно быть идеологическим либертарианцем и "мэйнстримщиком" одновременно. Никакого противоречия. С одной стороны, вы можете быть против любого гос. вмешательства по идеологическим соображениям. С другой, вам может быть интересно, как ведут себя люди в различных ситуациях, и что из этого следует. Идеологически, между каким-нибудь Верноном Смитом (отцом, for god's sake, эксперементальной экономики) и либертарианцами разница очень небольшая. С научной точки зрения между ними океан (Смит - ученый). Разнообразие идеологических взглядов мэйнстримных экономистов огромно (от либертарианцев до коммунистов, от религиозных сионистов до антисемитов-атеистов). Что не мешает нам вести разумный разговор, когда речь идет о науке.

2. Чего будет делать на основании моих советов государство - дело государства, а не мое. Впрочем, совершенно не понимаю, почему идеология государства проявляется по-разному в приведеных вами примерах. Разная идеология - согласен; но чем приватизация "неидеологична" - убейте, не пойму. Поговорите с коммунистом :) Впрочем, мне без разницы: я продаю наличные деньги, стараясь честным способом получить за них по-меньше :) Меня лично интересует только поведение подопытных "кроликов" в ситуации, когда у них есть возможность неплохо заработать. Обмен у нас абсолютно добровольный: я им плачу деньги, они мне дают час своего времени и позволяют набрать статистику - никакого насилия :). Деньги, правда, от государства (а у государства, в т.ч. от меня - в Мексике только такие как я и платят налоги) :).

3. Аморальность налогов следует из а-насильственности. Абсолютно согласен. Из г-насильственности не следует, поскольку я лично в налогообложении никакого насилия не усматриваю. А есть еще з-насильственность, по которой насильственным является отправление мною естественных надобностей (загрязняет окружающую среду), дыхание (углекислый газ добавляет к парниковому эффекту), поедание отбивной (для меня убили животное) или арбуза (для меня убили растение). Ну так что мне, не дышать и питаться солью? Все три определения насильственности имеют крайне малое отношение к бытовому использованию слова "насильственность" и к общепринятым моральным нормам, а посему вряд ли должны особо интересовать посторонних.

4. Вы (своим дыханием) за меня выбираете, сколько углекислого газа будет в воздухе, которым я дышу? Нет вам прощенья :) Зеленые за вами уже идут :)
Thursday, May 29th, 2008 03:16 pm (UTC)
Как научный редактор перевода Смита на русский, а также консультант российского рынка электроэнергии я Вам отвечу - не всё так просто.

В остальном я уже, честно говоря, устал повторять. Учёные - это экономисты австрийской школы. Либертарианцы - это сторонники идеологии. Вы этой "пропастью" что, обидеть кого-то хотите?

Заворачивая свой товар для государства, вы жульничаете при составлении надписи на этикетке. И обученные вами же покупатели не умеют распознавать обман. Вот и все претензии к мейнстриму. В критике Борисом 4 пункта Вашего списка - сказано только это.
Thursday, May 29th, 2008 08:20 pm (UTC)
Вот с этим я категорически не согласен. Либертарианство - с моей точки зрения, вполне респектабельная и уважаемая идеологическая доктрина, к которой лично у меня особых претензий нет (я ее не разделяю, но это совершенно отдельный вопрос). Начнем с того, что фраза "мэйнстримный" либертарианец - абсолютно внутренне непротиворечива. "Мэйнстримный либертарианец" идеологически не будет от вас отличим ни на иоту, он точно так же будет против налогов, на точно том же самом идеологическом основании, что и вы. Но если вы ему зададите вопрос: что будет, если мы сделаем то-то или то-то (например, изменим систему налогообложения так-то), он, вместо того чтобы говорить "это не наука", ответит: скорее всего, люди отреагируют так-то, и произойдет то-то (например, сборы упадут).

"Австризм", в его современном мире, вообще не наука, по кр. мере не прикладная, в том смысле в котором большинство людей понимает понятие "наука" (это не natural science, не social science и не humanities). Австризм", строго говоря, не "ошибочен" - он просто никак не описывает окружающий мир и вообще находится с ним в строго ортогональном отношении. Подход к нему с любой "научной" точки зрения неправомерен. это - этическая доктрина. В самом крайнем случае, это "наука" в том значении, в котором науками являются философия и математика. Но математика, сама по себе, никак не описывает окружающий мир (абсолютно верные математические выкладки могут быть красивы, элегантны, гениальны - но бесполезны для физиков, обществоведов или историков; и наоборот: реальный мир иногда описывается достаточно тривиальной математикой) . В таком значении я готов признать австризм философской школой - но к экономике, или к любой другой прикладной науке, он не имеет никакого отношения: у него попросту нет реального предмета исследования. Но и в роли философской школы или этического течения самое интересное в австризме не (довольно, на мой вкус, скучные) логические построения, а именно идеологический базис (к которому, подчеркну, я отношусь с известным уважением, хотя и не разделяю).
Thursday, May 29th, 2008 09:41 pm (UTC)
Я вообще никогда никаких этикеток для государства не клею (и большинство моих коллег тож). Условия теоремы - доказательство - выводы. Эксперимент проведен так-то, такой статистический анализ, такие коэффиценты. Предположительно может быть объяснено так-то. Чтобы выяснить точнее, потребуется сделать то-то. Вот вам и вся этикетка.

Мой выбор "школы" определяется тем, что она не требует заведомой принадлежности ни к какой идеологии и не исключает принадлежности ни к какой идеологии. Как я уже и написал, "мэйнстримные либертарианцы" бывают.

Мне кажется, вы совсем не понимаете, чем занимается "мэйнстрим". Определение человеческого блага в наши функции не входит вообще никак. Никакого иного общепризнанного определения "блага", чем по Парето (если все согласны, что "а" лучше чем "б", то "а" лучше чем "б") никто не выдумывает. Да, есть одно "мировоззренческое" различие: если я привел Смита к Родригесу, перевел их разговор, и они добровольно поменяли телевизор на бананы, то я сделаю вывод, что, наверно, они и раньше хотели это сделать, просто не знали, где друг друга найти (а вовсе не что раньше они не хотели меняться). Или же, если я предлагаю план обмена и он единогласно (именно единогласно, а не большинством) принимается всеобщим, прямым и тайным голосованием, то это значит, что всем и впрямь лучше, даже если до моего вмешательства обмен не происходил. Если раньше не существовало денег, и обмен камней на кукурузу требовал личной встречи владельца каменоломни и владельца плантации, а теперь деньги появились и все можно купить на рынке, то с моей точки зрения факт того, что владелец плантации покупает камни, а раньше не покупал, является не свидетельством изменения его предпочтений, а свидетельством того, что появление денег позволило сделать ему лучше. Если владелец машины не мог ее продать, потому что покупатель ему не верил, что машина будет ездить, а я посадил независимого эксперта, который установил, что машина хорошая, и теперь машина продана, то я считаю, что эксперт улучшил жизнь им и продавцу и покупателю. Если раньше не было на улице светофора и машины бились на перекрестке, а теперь я поставил светофор и водители (добровольно следуя его сигналам - забудем, на секунду, о полиции) теперь успешней координируют свои действия и не бьются, то, с моей точки зрения, им всем лучше. Т.е., я принимаю несколько более широкий класс экспериментов - но и только. С моей точки зрения, само понятие "добровольный обмен" само по себе недостаточно определено, поскольку при разных институтах, обмен будет происходить по-разному. Следовательно, интересно понять, как люди будут вести себя в разных ситуациях. Собственно говоря, этим я и занимаюсь.
Thursday, May 29th, 2008 09:50 pm (UTC)
Если хотите, единственный смысл в котором мы занимаемся "общественным благом" это при изучении существующих препятствий к осуществлению этого самого свободного обмена. Да, мы не считаем государство единственным подобным препятствием, а видим и иные, иногда завязаные на человеческую природу, иногда завязаные попросту на технологические или информационные несовершенства в технологии обмена, но чаще всего связаные просто с недоопределенностью прав собственности. Идеал практически любого экономиста, это мир, где права собственности четко определены, всем предоставлена одна и та же информация (или возможность ее преобрести), и существуют идеальные рынки для свободного обмена всего на все. В этой ситуации все будет дивно и государство будет не причем. Но вот определение прав собственности, в том смысле, в котором они должны быть для этого определены - штука практически нереальная по многим причинам (и технологическим в том числе). Тем не менее, в любом случае, где права собственности не определены и возможность эти права определить появляется практически любой экономист будет склонен к выбору именно такого решения. Увы, на практике, чаще всего, приходится иметь дело с "сб".

Но 90% времени, мы не анализируем человеческое благо даже в этом смысле, а занимаемся гораздо более прикладными вещами. Если меня спрашивают, каковы будут последствия такой-то и такой-то системы голосования для подоходного налога, я не слишком задумываюсь о "благе" (с точки зрения Парето они, скорее всего, будут все равно равноценны: кому-то станет лучше, кому-то хуже), а пытаюсь понять, например, какова будет роль политических партий, какие кандидаты будут номинированы, кто победит, и как это отразится на подоходном налоге. Если мне задается вопрос, как сделать так, чтобы неравенство в доходах стало меньше, а ВВП не слишком упал, я не рассуждаю в терминах "общественного блага", а следую поставленным условиям задачи (хотя, естественно, при прочих равных, если будет два решения отличающихся в смысле Парето, выберу Парето-доминирующее). Почему требуется снизить неравенство в доходах (и постараться не завалить ВВП) - не мой вопрос. Да, конечно, возможны и экономические обоснования, типа снижения политической нестабильности, преступности и т.п. (и если меня о них спросят, я буду о них думать и стараться дать вразумительный ответ). Но, в конечном итоге, мотивация стремления к большему равенству в доходах будет разрешаться кем-то еще (большинство в Конгрессе этого хочет, таковы их предпочтения и предпочтения их избирателей - чудно; избрали другое большинство с другими предпочтениями - тоже замечательно). Если либертарианец поставит какой-то иной вопрос (например, какой контракт с наемными рабочими ему лично будет выгодней исходя из таких-то условий, таких-то личных предпочтений и таких-то и таких-то идеологических ограничений) я буду анализировать этот контракт с его личной точки зрения, и не задаваться прочими вопросами.

Тут у нас с вами полное согласие: "чисто экономического" аргумента в пользу, скажем, равенства в доходах нет и не может быть - это вопрос идеологии, если хотите личных субъективных предпочтений полиси-мейкера (гражданина, политика, депутата министра, президента). Если гражданам (и их представителям) не нравится, что дети в деревнях недоедают, и они готовы пожертвовать интересами местных аристократов, введя подоходный налог, они это будут делать исходя из своих субъективных предпочтений, и им для этого не требуется несуществующее обоснование мифическим "экономическим благом". Роль экономиста тут маленькая: постараться выбрать из всех возможных методов налогообложения и перераспределения такой, который, следуя всем заданым требованиям будет наименее неэффективен (следуя какому-то заданому формальному критерию, желательно не противоречащему эффективности в значении Парето). Как гражданин я имею какие-то собственные предпочтения на этот счет. Как экономист, я на них не имею права (и если я сомневаюсь, что смогу разделить свои функции гражданина и экономиста, я в этой теме профессионально не работаю).
Wednesday, June 4th, 2008 09:47 am (UTC)
"если я сомневаюсь, что смогу разделить свои функции гражданина и экономиста, я в этой теме профессионально не работаю"

Это мы уже обсуждала. Я всего лишь пытаюсь Вам показать, что Вы чересчур оптимистично оцениваете свои способности к этому разделению: http://vvagr.livejournal.com/1191754.html
Wednesday, June 4th, 2008 09:43 am (UTC)
Давно хотел тебя в этой дискуссии спросить - а тавтологичная природа математики, тривиальность её выводов - тебя совсем не смущают?
Wednesday, June 4th, 2008 10:24 am (UTC)
1. Хочешь, я напишу тебе программу, которая будет в секунду распечатывать (с оформлением, готовым к публикации в Math.Rev) 10 ранее не опубликованных теорем математики? Или - любой выбранной области математики? Что будет, если ты предложишь их к публикации? "Волчьим смехом засмеется" вся редакция. Дело в том, что ИСТИННЫЕ математические утверждения делятся (неформально, да) на "бессмысленные" и "интересные". Кстати, ряд НЕВЕРНЫХ утверждений оценивались как "интересные" и сильно повлияли на развиттие математики.

2. И определение разницы между "бессмысленными" и "интересными" в математике ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ, чем в науках. Вся громадная нетривиальность математики связана именно с этим - с тем, что колонка пятерок и даже степень магистра - не гарантирует понимания этой разницы. В физике, химии и прочей филологии - гарантирует.

3. Тем не менее в новоевропейской математике (от Лейбница до Кантора) долго определить, какие результаты интересны - было очень просто. Для которых есть физическая модель - интересны:-))

4. Теперь перейдем к австрийской науке. В ней отсуствует сам принцип различения "интересных" и "бессмысленных" результатов (на внешний взгляд математика, пока все результаты выглядят "бессмысленными"). Учитывая краткость времени ее существования и ее возникновение в среде экономики - поразительно, но отсутствует параллелизм с п.3 про математику - т.е. признание "интересными" результатов, помогающих решить экономическую задачу.

5. Зато наглядно видно, что "австрийцы" считают интересными те "выводы теории", которые помогают решить политическую задачу - подкрепить свою правую политическую позицию.

Так что увы - с математикой получается пока мало общего.
Wednesday, June 4th, 2008 10:45 am (UTC)
1. Не хочу.

2. Подмена тут у тебя. В математике и прочих упомянутых тобой науках сильно различаются понятия "истинности" (см. пункт 1). После этого твоё наблюдение о различии в них "бессмысленного" и "интересного" само относится к категории, скажем мягко, "неинтересного".

4. Итак, ты признаёшь разделение по "истинности" и отсутствие логических ошибок? Если да, то публичное (в политике, напримаер) истинными ЛОЖНЫХ утверждений (нужны примеры?)делает эту теорию очень интересной.

5. Без комментариев.
Wednesday, June 4th, 2008 09:42 am (UTC)
"это - этическая доктрина. В самом крайнем случае, это "наука" в том значении, в котором науками являются философия и математика."

В этом наборе слов есть истинное подмножество: "это "наука" в том значении, в котором науками являются ... математика."

Об этом у Мизеса в первых главах написано, "австрийцы" это объясняют всем, всегда и с удовольствием. К сожалению, Ваша попытка перечислить через запятую, как равновероятные альтернативы, этику и философию, ставит под сомнение Вашу компетенцию в философии науки.